Следите за нами в соц.сетях
+38 (066) 4321-870
+38 (066) 432-18-70
Viber:+380664321870
+38 (068) 864-95-04
+38 (093) 505-92-11
Вступить в клуб Отправить запрос

«Там де гори й полонини, де смереки та річки»

Идея пойти в поход в Карпаты возникла у меня еще весной. Очень соблазняли рассказы нашего руководителя Алексея про обилие там ягод и сочной зелени, чего, к сожалению, не встретить в Крыму в это время года. Не смущали даже почти сутки пути от Запорожья до Львова в раскаленном поезде. И, как ни странно, это не смущало довольно большое количество людей. Изначальное количество участников похода – 33 человека. Как и во многих походах с Алексеем, участники подобрались из совершенно разных уголков Украины, а также несколько человек из Москвы.

Итак, собравшись на вокзале во Львове около 12 дня, на электричке повышенной комфортности мы отправились в город Сколе. Пока ехали, в окно наблюдали начинающиеся бархатные зеленые горы, уж очень не похожие на уже почти привычные рыжие Крымские вершины. Сколе показался мне очень уютным тихим городком. Летом здесь не так много туристов как зимой в разгар горнолыжного сезона. Немного отойдя от вокзала, мы вышли к реке с сочно-зелеными полянами, где ненадолго оставили рюкзаки и часть группы и пошли осматривать местную достопримечательность. Этой достопримечательностью оказалась старинная церковь 16 века – греко-католический храм Св.Пантелеймона (Параскевы). Эта церковь – единственная, полностью деревянная, сохранившаяся до наших дней.

Погода была чудесная – светило теплое солнышко, совсем не такое назойливое и палящее, как в Запорожье и это очень радовало. Особо смелые ребята тут же воспользовались возможностью искупаться в горной реке и смыть грязь поездов и городов. Но это было не так просто – река оказалась быстрой и при этом довольно мелкой, поэтому, чтобы окунуться, приходилось просто ложиться в воду, придерживаясь за камни, чтобы не унесло течением.

Дело подходило к вечеру, а нам еще нужно было пройти хотя бы пару километров, поэтому  Леша скомандовал: «По рюкзакам», и мы по тоненькой тропинке двинули в путь вдоль реки. Пройти много нам не удалось в этот день. Уже совсем скоро тропа стала все уже, и быстро пройтись оказалось не так просто. Поэтому было решено, пока еще есть ровные участки возле реки, становиться на ночевку. Так как остановились мы довольно рано, то у нас было достаточно времени, чтобы приготовить ужин. И мы с Леной вызвались приготовить борщ. Уж не знаю как Лена, а я борщ в походе готовила впервые. Нарезание капусты на пенечке при ограниченном объеме посуды оказалось довольно интересным занятием!

На следующий день решили вставать пораньше, чтобы успеть пройти все запланированное, но выйти рано все же не удалось. В этот день нам предстоял подъем на хребет Желемянка. Этот хребет проходит практически по границе Львовской и Ивано-Франковской областей. Первый подъем был как всегда тяжелый – организм еще не привык к нагрузкам. Да и рюкзак вначале всегда самый тяжелый из-за продуктов. Группа растягивалась очень сильно – самые сильные убегали вперед, а те, кто послабее, очень отставали. Но вот, наконец-то, и вершина! Ура, это наше первое достижение – 1210 м над уровнем моря – гора Лопата! На вершине поставлен крест, который посвящен памяти бойцов УПА. Именно  на этом месте летом в 1944 году происходили бои отрядов УПА с немецкими и венгерскими оккупантами.

Тут же на вершине мы обнаружили черничную поляну, где вдоволь наелись черники в дополнение к обеду!

Наш путь пролегал дальше по хребту Желемянка в сторону Ивано-Франковской области. Чуть только мы успели спуститься с горы, как начал накрапывать дождь. Все быстренько начали натягивать дождевики и ветровки. Довольно быстро дождик из мелкого моросящего перешел в сильный проливной. Это был незабываемый дождь! Мы шли через заросли гигантских лопухов, мокрых от дождя, вокруг нас начал опускаться туман. Все так мерзко и противно, что, кажется не закончиться никогда! Но как бы ни было грустно, надо идти! И вот совсем скоро дождь практически прекратился, и на горизонте показалась радуга! Не зря говорят что «Если хочешь увидеть радугу, будь готов попасть под дождь!»

Дождь неплохо нас подмочил, а главное, забрал немало сил и желание двигаться дальше по мокрой траве по колено. Поэтому было решено остановиться на ночевку. Вечер прошел как-то тихо – все устали после изнурительного подъема, мокрая одежда и роса вызывали неприятные ощущения, и мы рано разбрелись по палаткам.

Утром все первым делом принялись выстраивать кроссовки и ботинки на просушку возле костра. Дежурным даже тяжело было пробраться к котлу, чтобы приготовить завтрак.

Совсем немного пройдя по лесу, мы вышли к месту, откуда открывался прекрасный вид на зеленые Карпатские вершины. Это было незабываемо! Стоишь и кажется, что вокруг только горы и смереки!

А дальше нам пришлось пробираться сквозь лес без всяких видимых признаков тропы! Это было очень нелегко, все быстро уставали от постоянного перепрыгивания через поваленные деревья, и приходилось часто делать привалы. Мне иногда казалось, что этот участок не закончится никогда! Вокруг только лес, поваленные деревья, а под ногами камни, заросшие мхом. Чтобы пробраться через все это, мы ходили зигзагами. Я всю дорогу завидовала высоким ребятам. Они так легко перешагивали бревна, тогда как я регулярно через них перелазила, а с тяжелым рюкзаком за плечами это не так и просто! Но мне повезло, что в этом походе собрались очень хорошие люди и ребята мне помогали преодолеть все бревна и не упасть на скользких камнях. Вообще, в походах хорошая компания очень важна. Когда вокруг интересные веселые люди, то любые препятствия не такие уж и страшные!

Так пробираясь сквозь буреломы, мы наконец-то вышли на дорогу. Вначале мы радовались, что закончился лес и бездорожье. Но очень быстро поняли, что ходить по грязным дорогам очень быстро надоедает и это совсем не то, зачем мы приехали в Карпаты. По дороге мы встретили заброшенный деревянный дом без окон и дверей, возле которого сделали привал, чтобы его исследовать.

Так по дороге мы топали почти полдня. И вот, наконец-то, мы свернули с дороги. Нам предстояло подняться вверх по ручью. Это было довольно занятно – мы наверное раз 20 перешагнули то на одну, то на другую сторону ручья! Потом, свернув от этого ручья, мы продолжили подъем и вышли на тропу. Пройдя немного по хребту, нам открылся прекрасный вид окружающих гор.

Потом нас снова ожидал спуск по буреломам к реке Соболь. К вечеру мы вышли к участку заброшенной узкоколейки и остановились на стоянку возле вагончика. В этом вагончике несколько человек решили даже переночевать, чтобы не ставить палатку.

На следующий день мы снова продолжили путь по остаткам узкоколейной железной дороги. Пройдя утром участок заброшенной и недействующей, к обеду мы вышли к ее еще действующей части. В районе реки Мизунка обнаружили, что-то вроде небольшой ж/д станции. Там же стоял снегоочиститель, скорее всего нерабочий, и вагон «Карпатского Трамвайчика», некогда курсировавшие по этим рельсам. Внимательно изучив все эти достопримечательности, мы отправились снова в путь – по рельсам. Идти по шпалам было жутко неудобно: наступать на каждую не получается, т.к. они слишком близко, а наступать через одну невозможно, т.к. это слишком далеко. Когда действующая часть узкоколейки закончилась – началась новая полоса препятствий в виде завалов и разрушенных мостов. А мостов, надо сказать, было немало! Некоторые еще были пригодны для прохождения, а некоторые совсем развалены и приходилось переходить реку вброд. Был даже один мост, где к реке спуститься не так просто, а вместо моста одни рельсы без шпал. Самые смелые ребята спустились вниз и, подавая руки, перевели через этот «мост» остальных участников группы.

Вообще с речками, а главное с перехождением их, у меня в этом походе как-то не сложилось совсем. Там, где все нормально перепрыгивали по камушкам и оставались с сухими ногами, я умудрялась не туда наступить и в итоге набрать полные кроссовки воды. В этот день мне не повезло особенно. Поскользнувшись на одном из камушков, я просто села прямо в ручей! Ощущения надо сказать далеко не самые приятные – мало того что кроссовки мокрые, так еще и все штаны намочила! Хорошо, что погода была хорошая – все довольно быстро просыхало и через пару часов штаны уже высохли. Да и к тому же, в веселой компании все неприятности совсем не так и неприятны!

К вечеру мы вышли к широченной новой просеке, по которой спустились к дороге. Это был первый кусочек асфальта за весь наш маршрут. Идя по дороге, мы все мечтали поскорее свернуть в лес – там и воздух чище и идти проще. Отойдя немного от дороги, мы стали на ночевку. В этот вечер Леша заварил самый необычный чай, который я когда-либо пила! Это был чай из елки! Очень вкусное блюдо! Вообще люблю походы за то, что можно варить чаи из стольких трав, которые то тут, то там встречаются на пути – главное знать, что собирать и разнообразное чайное меню обеспечено! А Леша, к счастью, знает, что надо собирать, поэтому все обожают вечерние посиделки с кружечкой чая у костра.

Следующий день встретил нас густым туманом и высокой влажностью, мы даже боялись, как бы дождь не пошел. Но наш энтузиазм как всегда победил страх и лень, и мы потопали дальше. А дальше нас ждал подъем на очередной хребет. Это был самый тяжелый подъем за все дни похода! Из-за тумана не видно, где же он заканчивается. Идешь и кажется, что вот за этим поворотом уже все, а нет – там еще столько же виднеется, а что дальше вообще непонятно. Ребята на этом участке проявили вообще небывалую щедрость – они поднимались до привала, бросали свои рюкзаки и возвращались забрать рюкзаки у девочек. И хоть я и дотащила свой рюкзак сама, я надолго запомню ту атмосферу дружбы и взаимопомощи!

И вот, наконец-то, мы взобрались наверх. Никаких чудесных видов нам не открылось все из-за того же тумана. Дальше мы пошли через лес. Шли мы опять без тропы, но в этот раз не было таких буреломов, поэтому было полегче. Хотя ощущение было как у Ёжика в тумане – дальше третей сосны ничего не видно! Я все шла и думала, что вот-вот из за следующей елки появится «лісова мавка» как в старых сказках.

Спустившись к дороге, обнаружилась досадная неприятность – у Нади совсем отклеилась подошва от кроссовка. Но в дружном коллективе всегда найдутся помощники! У Игоря оказались с собой запасные кроссовки, которые он и предоставил в Надино распоряжение. Так и получилось, что девочка с 37 размера обуви стала носить 42.

Пока шли дальше, попытался срываться небольшой дождик. Но передумал J, и мы благополучно вышли в реке Свича. Возле нее мы и устроили сытный обед с чаем.

Во второй половине дня мы снова-таки вышли на действующую узкоколейку на Бескид. И опять, и опять по шпалам. В какие-то моменты у меня даже начала кружиться голова от этого постоянного топанья по шпалам и рельсам. Но кто-то добрый угостил конфеткой и жизнь начала налаживаться! Вообще в этом походе было как никогда много добрых и отзывчивых людей!

Вечером не стали далеко отходить от любимых рельс и поставили лагерь практически на них недалеко от реки. В этот вечер приготовление ужина доверили чисто мужской компании. И не прогадали! Ребята приготовили очень вкусный плов и грибной суп. Вот, не зря говорят, что лучшие повара мужчины!

Следующий день встретил нас опять туманом и затянутым небом, но уже через пару часов небо прояснилось, и выглянуло яркое солнышко. Как раз к этому времени мы проходили небольшой поселок Свобода. Там было все, как в фильмах показывают – ровненькие разбросанные хатки, зеленые луга возле них и стога сена на лугах.

Даже коровы в Карпатах какие-то более красивые чем у нас!

Так вот, практически по ровной местности мы и вышли к самому живописному озеру Карпат – озеру Синевир. Оставив руководителя Лешу с рюкзаками, мы налегке двинули к озеру. Я не раз видела фотографии этого озера и слышала, какое оно красивое от друзей, которые бывали там раньше. Но вживую это выглядит намного красивее, чем на фотографиях! Такая красота, что просто нет слов! Вода зеркальная, и в ней так отчетливо видно голубое небо и облака! В этой чистейшей воде водится даже форель! Это самое большое озеро Закарпатья, расположившееся на высоте 989 м над уровнем моря. Существует легенда, что озеро образовалось от слез графской дочери Синь на месте, где ее возлюбленного, простого пастуха Вира, убили каменной глыбой по приказу коварного графа. Отсюда и название – СинеВир. На берегу даже есть деревянные 13-тиметровые скульптуры – Синь и Вир, отражаясь в воде, они воспринимаются таинственно, как чудесная сказка про вечную любовь.

Дальше мы продолжаем путь по дороге в село Синевирская Поляна. В этом селе, оставив несколько человек с рюкзаками, мы отправились осматривать местную достопримечательность – церковь 18 века. К сожалению, она полностью восстановлена совсем недавно и не выглядит такой древней. Осмотрев старинное кладбище возле церкви, мы отправляемся в путь. Путь нам предстоял снова вверх – на небольшой перевал, за которым мы должны спуститься к реке Черной.

Спустившись, группа разделилась на 2 части: тех, кто остался с рюкзаками на зеленой полянке возле ручья, и тех, кто решил отправился на осмотр музея «Леса и сплава», который в 4-х километрах от нас. Вначале нам даже повезло – как только вышли мы, увидели микроавтобус, который и подвез нас к нужному месту. Дальше фортуна была уже не на нашей стороне – оказалось, что музея под открытым небом уже нет. Во время наводнения плотину смыло, а оставшиеся экспонаты перевезли в другой музей. Нас даже приободрили новостью, что «можно пройтись 20 минут почти по ровной тропинке и выйти к красивому озеру». Мы пошли. После получаса подъема по довольно крутой тропе мы с Лешей и еще двумя участниками решили, что топать туда не меньше полутора часов и пошли обратно. Вернувшись к остальной группе пешком, я решила перекусить, а Леша отправился в село купить молока. Не успела я покушать, как ребята затянули меня вытворять разные «акробатические трюки».

Дождавшись остальную часть группы (они все-таки нашли «Дике озеро», до которого было довольно далеко), мы пошли дальше вдоль ручья. Перейдя его по традиции несколько раз, мы остановились на ночевку на зеленой полянке. Поставив палатку, я пошла к ручью умываться и заметила, что небо время от времени освещается. Я даже подумала, что это кто-то фонарем светит где-то недалеко. Когда рассказала ребятам, готовившим ужин, они предположили что это фейерверки где-то. Но уже минут через 10 мы ясно поняли, что это молния и надвигается гроза. И как только был готов ужин, полил дождь как из ведра. Мы все быстренько схватили свои тарелки и разбежались по палаткам.  Дождь лил с переменным усилением практически всю ночь.

А вот утро порадовало нас солнышком! Последний походный день, как же не хотелось об этом даже думать! А ведь сегодня нам предстоял очень тяжелый подъем – на гору высотой 1709 м, так высоко я лично еще не была! Итак, как всегда, команда «по рюкзакам», и мы отправляемся. Сначала мы шли через лес, а потом вышли на полонину и нам открылись прекрасные виды окружающих гор.

Уже практически видно нашу цель – гору Негровец. По пути мы встречали собирателей черники, которые специальными «расческами» одним движением очищали сразу ветку. Мы тоже на привалах неплохо подкрепились этими вкусными и очень полезными ягодами. И вот на перевале мы бросаем рюкзаки и идем на саму вершину. Ветер там очень даже не слабый, но зато виды открываются просто чудесные! Так хочется просто летать от такой красоты!

А нам с Надей ребята предложили подняться еще почти на 2 метра выше, и мы, недолго думая, согласились.

Должна сказать, это было довольно страшно и выброс адреналина в кровь мы получили неслабый. Но зато мы были выше всех!

Спускаться, конечно же, не хотелось совсем, но хорошего – понемногу. Дальше мы пошли по бархатному зеленому хребту. Издалека казалось, что это не трава такая растет, а просто кто-то расстелил бильярдное поле по горам. Мы шли и все время крутили головами, чтобы еще и еще раз насладиться окружающими пейзажами. Я вообще считаю, что любой подъем всегда стоит затраченных усилий. Когда взбираешься на гору и видишь окружающую тебя красоту, моментально улетучивается вся усталость и хочется как в детстве бегать и прыгать от радости. Спуск всегда легче, но как-то не так оптимистичен, потому что вся главная красота остается там – наверху. Спускаясь с хребта, мы немного сбились с тропы и решили спуститься дальше через лес. А в лесу, как всегда, оказался сплошной бурелом. Куча поваленных деревьев, прошлогодние сухие листья и камни под ними. Самые смелые ребята спускались почти бегом, а большая часть группы передвигалась очень медленно. И вот, мы вышли в село, где нас таки настиг дождь. Нам повезло, и мы спрятались под каменным мостом, поэтому практически не намокли. Дождь был недолгим и как только закончился, мы вышли из укрытия и потопали дальше. В селе докупили немного продуктов. Пройдя пару километров по дороге, остановились на ночевку возле реки. К сожалению, в последний вечер посидеть возле костра нам снова не дал дождь.

На следующий день, желающие сходить к Тереблянскому водохранилищу встали в 5 утра и ушли. А остальная часть группы осталась не спеша собирать палатки и готовить завтрак. Я, честно говоря, очень жалею, что поленилась рано вставать. Судя по рассказам, там было на что посмотреть.

После завтрака мы на микроавтобусе отправились в село Колочаву. В этом селе есть уникальный музей по открытым небом «Старе Село». Это первый сельский музей архитектуры и быта на Закарпатье, который воссоздает материальную, духовную и культурную жизнь на Верховине. Тут есть и жилые хижины, и кузница, и трактир, и лесопилка, и так горячо любимая нами узкоколейка!

Обследовав все уголки музея, мы отправились через Хуст во Львов. Было безумно тяжело расставаться с уже почти родными людьми. В походе как нигде рождается какая-то невидимая связь между людьми, и так жаль, что многие участники живут в разных городах, а иногда и странах. Но я уверена, что мы встретимся в новых походах и покорим еще не одну вершину! Я снова повторюсь, но скажу, что в этом походе собрались необычайно хорошие люди. С такими и в разведку не страшно! Отдельная благодарность от меня Егору за переведение меня через множество речек, Олегу за перенесение через одну, всем остальным, кто не раз подавал руку, Валере за треккинговую палку почти на пол похода, всем кто угощал конфетками/печеньками/шоколадками, и ,конечно же, нашему руководителю Леше за то, что такое вообще стало возможно!

В отчете были использованы фотографии Алексея Андрущенко, Егора Петренко и Юли Воскобойниковой.