Следите за нами в соц.сетях
+38 (066) 4321-870
+38 (066) 432-18-70
Viber:+380664321870
+38 (068) 864-95-04
+38 (093) 505-92-11
Вступить в клуб Отправить запрос

Это  был поистине самый замечательный отдых в моей жизни!!!

Ну вот, наконец-то руки дошли написать отчет о нашем отдыхе в Крыму в лагере «Горное озеро».

20 – 29 июля 2011 года.

Целый год работая без выходных и больничных, и преимущественно в сидячем положении, больше всего хотелось активного отдыха, чтоб к вечеру падать от усталости, чтоб не было времени даже и думать о работе, и чтоб отдых запомнился надолго!  Вот и решили ехать в Крым, чтоб и горы увидеть, и в море искупаться.  А у меня в закладках уже давненько лежал сайт «Пешком по Украине», где нашла инфу о лагере. Прочитав их программу на 10 дней, мы уже не сомневались – едем!

День первый. (С этого времени все даты теряют свою значимость, ибо мы просто не отмечали, какое сейчас число, какой день недели, просто жили и наслаждались Природой, горами, чистым воздухом и отдыхом…)

И вот мы в пути… Поезд стоит где-то на просторах южной Украины, и я сквозь сон слышала, как пахли солончаки, когда мы проезжали перешеек Крымского полуострова. Ночью спалось неплохо, не смотря на то, что в поезде нам досталось купе с не открывающимся окном - аварийным выходом. Утро солнечное, свежий кофе, заваренный прямо в чашке, предвкушение отдыха и неуловимое дыхание юга – всё было в радость! Симферополь встретил нас обычным в это время года вокзальным столпотворением и зазывающими то тут, то там водителями такси, устроившими чуть ли не охоту за каждым новоприбывшим. Но мы направились к кассам автовокзала, и нам повезло – постояв в сравнительно небольшой очереди, мы взяли билеты на маршрутку Симферополь – Рыбачье, которая нам и была нужна.

Ехали полтора часа дорогой, серпантином вьющейся мимо гор, и путь этот пролетел незаметно в созерцании необычной для жительницы Черниговщины природы Южного берега Крыма. Водитель остановил на повороте к поселку Лесной, как нам и объясняли организаторы, мы выгрузились, и решили, времени не теряя, пешком направиться в лагерь.

Сухая жара, звон цикад, кипарисовые насаждения вдоль дороги, а впереди – гордо и величественно возвышается горный массив Демерджи.  Мы и не заметили, как дошли до лагеря. Впереди открылось как на ладони озеро – чистое, бирюзовое. И хотя мы немного были разочарованы близостью цивилизации (дорога и домики посёлка совсем рядом), все равно местность вокруг оказалась превосходная. Большое, тихое и чистое озеро, дубовый лесок, в тени которого стояли палатки, тишина и умиротворенность завораживали. У входа в лагерь нас приветливо встретили, провели к пустой палатке, в которой уже были заботливо застеленные карематы и спальники, предложили искупаться и подходить на кухню обедать. Мы не стали медлить, сбросили рюкзаки, и пошли здороваться с Озером. Ох, какое же это блаженство после душного поезда, жаркой маршрутки и пыльной дороги окунуться в прозрачную воду, такую теплую и мягкую, расслабляющую и снимающую усталость! А вокруг зеленеют деревья, с озера открывается восхитительный вид на Демерджи, и жаркое южное солнышко касается тебя лучами, оставляя ровный загар… Красота, да и только!

После обеда, раззнакомившись со всеми, и дождавшись главного организатора Алексея, мы пошли на ознакомительную экскурсию по окрестностям лагеря. Кедровые рощицы, озёрца с чистой водой, склоны холмов, поросшие целебными травами, звуки, запахи и свежий ветер – такой симфонией встретил нас Крым. А вдали синели горы, манили и звали, и мне не хотелось отводить взгляд от их далеких силуэтов… А вечером уже, ближе к закату нас на полчаса вывезли к морю, в посёлок Солнечногорское.  Людей на пляже уже было немного, зато много мелкой разноцветной гальки и очень-очень много воды. Чистой, прохладной, сталисто-серой.  Я плыла и чуть не плакала от восторга, глядя в высокое небо, чувствуя живую упругость волн,  радовалась и благодарила эту Планету за то, что она так прекрасна. А вдали, немного западнее, был виден Аю-Даг в легкой дымке заходящего солнца…

Мы вернулись в лагерь, где уже был готов ужин, и уснули так быстро и сладко в этот теплый вечер, полные впечатлений и восторгов. На завтра обещали тренировочный пеший поход, нужно было хорошенько выспаться, набраться сил, что нам и удалось – ибо сам воздух ночной, настоянный на ароматах трав и хвои, уже бодрил и придавал силы, и приносил лёгкие и светлые сны…

День второй. (Первый поход - каньон реки Алака, водопад Гейзер - Каменные «грибы» Сотеры, около 11 км пешком)

Утро солнечное, сквозь зелень деревьев поблескивает ровная гладь озера, солнце пригревает, и в палатке становится душно. Спалось удивительно! А с вечера Женя с парнями ловил раков и рыбу в озере, я ее заботливо почистила, а ночью пришел кот и все съел… и кастрюля с камнем сверху была ему не помеха!

Ничто так не бодрит с утра, как свежая прохлада озера. А я на воде как пробка держусь, даже на пресной, так просто ложилась на эту зеркальную гладь, руки раскидывала и наслаждалась… Плавала, пока завтракать не позвали. По традиции, завтрак в лагере довольно плотный – чтоб силы были в походе и чтоб не тащить с собой много продуктов, а на утреннем «топливе» пройти как можно больше. Позавтракали, переоделись и вышли. Поход обещали тренировочный, всего 11 км. К тому же все походы организованы как «радиальные» - выход утром из лагеря и на ночь возврат обратно. Что значительно облегчает путь (без рюкзака то намного проще топать, и любоваться красотами природы).

Что ж, первый подъемчик, конечно, дался немного с трудом. Ноги, не привыкшие к подобного рода нагрузкам, пытались ныть и взывать к моей совести, но ничего у них не вышло, и пришлось им трудиться как следует! Вскоре организм, слегка офигевший сначала, втянулся и идти стало намного легче. Мы с Женей даже шли все время впереди, если не останавливались что-то сфотать. А фотать было что! С набором высоты все удивительнее становился пейзаж. Крутые и обрывистые скалы, неизвестные и непривычные растения, колючки какие-то, а вдали в белой дымке – море… Говорили, что осенью, когда воздух холоден и чист, море видно до самого горизонта отчетливо, словно нарисованное, сейчас же его очертания лишь слабо угадывались в беловатой дымке. А наше озеро было видно как на ладони – крошечный синий треугольничек в обрамлении леса.

К обеду спустились к реке Сотере, она примечательна тем, что в разных частях течения имеет три разных названия, что обусловлено спецификой местности и характером самой реки. Верхнее течение носит название Джурла (там же расположен красивый водопад с одноимённым названием), среднее – Алака (как и одноименное ущелье), нижнее (наиболее известное) – Сотера.

У водопада Гейзер, умывшись ледяной водой, набрав воды из родника, устроили привал. Травяной чай, сваренный в армейском котелке, бутерброды со всякой всячиной и свежие овощи  - таким был наш первый походный обед.  Потом еще сидели у костра, ловили, фотографировали и отпускали пресноводных крабиков, а отдохнув снова двинулись в путь. Лесными тропами выбрались к странным каменным образованиям, похожим на грибы. Огромные глыбы «шляпок» лежат на «ножках» которые и втроем не обхватишь, и созданы из твердых и более мягких пород силами дождей, ручьев и выветривания… Еще немного попетляли по тропинкам, одному Диме с его GPS-ом известными, и к закату вышли через кедровые и кипарисовые заросли к лагерю, где на ужин нас уже ждал прекрасный борщик.

Первый поход прошел на ура, правда для меня он был словно прогулка по парку, но очень увлекательная прогулка!

День третий. (Тренировочный велопоход по хребту к морю, около 12 км)

Утром третьего дня нашего пребывания в лагере мы собрались в тренировочный велопоход! Велосипед – это моя древняя и вечная любовь, и надо ли говорить, что я на нем в свое время ездила в любую погоду, и в дождь, и в гололед, и в сугробах!

Семь новеньких горных велосипедов стояли у входа, накрытые чехлом, Дима проверил каждый, подкачал колеса, и мы стали разбирать своих «лошадок». А как приятно было мчаться по дороге, испытывая, обкатывая двухколесную радость! Подождали всех в тени огромного тополя и выехали.

Маршрут пролегал по хребту, разделяющем речные долины Куру-Узень и Улу-Узень. Отсюда открываются великолепные виды на весь Центральный и Восточный Крым: Бабуган-яйлу, Демерджи-яйлу, Караби-яйлу, приморские поселки и обособленный мыс Меганом в дали на востоке.

Было очень жарко, в горку приходилось тащить велики вручную, где не справлялась 1-я передача, периодически заворачивали на родники чтоб пополнить запасы воды, но спуски по горным грунтовкам были умопомрачительны!!! Крутые, с осыпями камней, разлетающихся из-под колес, с промытыми ямами от бегущих потоков… Ух, адреналин в крови зашкаливал! Но тем не менее на одном из спусков я вырвалась вперед, забралась на холм и остановилась, поджидая остальных. Ждала минут 10 , уже думала, куда это все запропастились?? Не может же быть, что я так далеко оторвалась! Смотрю – едет одна из участниц похода, тетка (ох, как же ее звали, запамятовала, Лена, что-ли…) и молчаливый Денис, а «наших» с ними нет. Оказывается, группа разделилась, Женя, Серж и Дима-руководитель решили заехать на озерцо, расположенное выше основной тропы на небольшом плато. И тетка эта таким обиженным голосом мне вещает: « А Женя твой и мальчики решили на озеро идти, им не высоко, а нам высоко… Поехали с нами на море!». К  морю дорога ведет вниз прямым грунтовым спуском, а для того, чтоб найти нашу отставшую компанию, мне пришлось бы вернуться назад, подняться на холм, и потом еще на плато.. Угадайте, как я поступила?

Примерно прикинув, куда от основной дороги сворачивала тропка наверх, я вылезла на горку, и точно – увидела озерцо, а у него довольных, выкупавшихся и уже собирающихся Женю, Серегу и Диму. Они конечно, были впечатлены и удивлены, когда я возникла на горизонте с великом и словами «Я не поняла!?? Мы так не договаривались!». Ну, еще раз искупались, полюбовались на панораму Крымских гор, открывающуюся с этой высоты, и совсем другой дорогой стали спускаться. Дорогой… Эх, хорошо сказано! Вместо дороги был склон, поросший сосенками, мимо которых то и дело приходилось петлять, вместо тропинки – каменистая осыпь, рыжая от содержания железа, и то и дело по пути попадались жесткие колючки – бедные мои исцарапанные ноги .  Зато потом, после этих дебрей до моря по прямой трассе оставались считанные минуты.

Нашли остальных, пообедали, и – купаться!.. Волны в тот день были фантастические! У берега море было мутное, с водорослями и дохлыми медузами, но я  заплывала далеко, до чистой и синей воды, и волны качали меня как на качелях. Кто-то скажет – опасно, но здесь попросту нужно не зевать, «ловить» волну, давать ей подхватить тебя на вершину гребня, и потом наслаждаться спуском вниз, а затем искать очередную. Просто быть внимательнее, и успевать задержать дыхание, если не успеваешь всплыть на гребень, и тебя накрывает с головой… Это было так восхитительно! Правда, в такой шторм труднее выбраться не берег – мощные сильные руки Моря не отпускают тебя, тащат назад, и твое невесомое в воде тело кажется в десятки раз тяжелее, чем на самом деле… Меня даже сбило с ног, и протащило пару метров по дну, но все же я справилась и выбралась на берег, усталая и счастливая.

Вечером, уже почти затемно, проведя остаток дня у моря,  мы вернулись через виноградники в лагерь.

День четвертый. (Экскурсия на теплоходе – Солнечногорское – Новый свет – Судак)

В день этот встали рано – ровно в восемь нужно было быть на набережной, чтоб успеть взять билеты на круизный теплоход. Из-за вчерашнего шторма могли отменить рейс, и мы пришли узнать, какая на море погода.

Море было тихое, легкий ветер гнал по нему слабую рябь, мы успешно взяли билеты, и взошли по трапу на катер. Весь прошлый день меня периодически одолевал вопрос – есть ли у меня морская болезнь? Ибо ни разу еще я не ходила в море на корабле.  Но за бортом плескались синие волны, небо было столь чистое, и таким теплым, свежим был ветер, что мысль об этом отпала сама собой… Мы вчетвером – я с Женей и Серж с Иришкой (наша маленькая компания, сама собой сложившаяся из ровесников) взяли билеты на верхнюю палубу, так сказать, в «люкс», где за столиками любовались морем и открывающимся по левую сторону видом Южного берега Крыма. Людей наверху было немного, в отличие от нижних, более дешевых мест, а главное, что площадка была открыта всем ветрам, и я просто стояла у поручней, наслаждаясь тем, как ветер треплет мои волосы, как кружатся чайки над волнами, а за теплоходом бежит вслед белая пенная полоса. Шли не очень далеко от земли, и поэтому мы могли прекрасно рассмотреть несколько километров дикого берега, отвесные скалы, срывающиеся в море, поросшие выжженной травой утесы, редкие корявые деревца… Было даже удивительно видеть в Крыму совсем незастроенный и пустынный берег , удивительно и радостно!

Теплоход заходил в поселки Малореченское, Рыбачье, набирая людей, и через четверть часа уже причаливал к скалистым берегам в Новом Свете. Там нас выпустили, дав 2 часа на экскурсию по «Тропе Голицына», но мы, решив, что 2 часа на «Тропу…» нам маловато, подумали вообще туда не идти, и, отбившись от всей толпы, пошли купаться. Вода в этих местах была чистейшая и теплая, сквозь нее просвечивали водоросли, и было видно, как по камням, прячась и спеша по своим делам, шныряют крошечные фиолетовые крабики… Естественно, мы забрели в самое безлюдное место, и там средь камней ныряли, плавали и радовались, как дети. А под трехметровой толщей воды колыхались дивные плети водяных зарослей, жили своей собственной жизнью, тая в себе сотни тысяч мелких цветных камушков и ракушек, мелкой рыбешки и прочей морской живности… Накупавшись, поспешили на корабль – время поджимало.

Следующим пунктом был город Судак. Не узнать его трудно – на скале над морем возвышается Генуэзская крепость, визитная карточка Судака. Здесь мы уже решили пойти на экскурсию, все ж как-никак, связано с нашей родной реконструкцией. Тем более, что мы там ни разу не были, хотя собирались не один раз на фестиваль туда…  И, сказать по правде, не сильно нас она и впечатлила. Сухая, выжженная солнцем площадка, одинокие руины древних башен, реконструированные зубчатые стены – из исторической части строений там осталась только малая часть. Экскурсовод бегло рассказал нам исторические факты о крепости за 30 грн с человека, и убежал. А у нас было еще полчаса свободного времени, из которых – 20 минут топать до причала, и мы потихоньку пошли. И все было замечательно, только вот было бы побольше времени… А так мы в 5 часов вечера пристали в Солнечногорском, а в семь нас забрал старенький лагерный «уазик» и отвез в лагерь.

Вечером в нашу компанию молодых, энергичных и неугомонных прибыло пополнение – Павел из Беларуси, и Юля из Днепропетровска.

День пятый. (Храм-маяк в Малореченском – Музей морских катастроф – море…)

С утра нас отвезли на море и до четырех часов мы отдыхали на пляже. Накупили фруктов – арбуза, свежих персиков и дынь, забрели на совершенно дикий берег, но для этого пришлось около километра протопать по обычному пляжу, где на солнце жарились отдыхающие, прошли по россыпи крупных валунов, и вышли на узкую полоску берега, зажатую между обрывом и морем. Наверху росло раскидистое дерево, под которым мы и расположились.

Пляж в этом месте не располагал для массового отдыха приезжих – крупные камни повсюду устилали дно, и по ним было очень неудобно входить в воду, постоянно оскальзываясь и падая. Но я, к примеру, не любитель плескаться на мелководье, а чистая в этом месте вода стоила того, чтоб преодолеть несколько метров неудобного для ходьбы участка морского дна… Зато потом плывешь-плывешь, радуясь и любуясь пустынными тихими берегами, смотришь в чистое небо… И на берегу, не слыша воплей отдыхающих и тетушек с «гаааарячей кукурууузой» и «пахлаваааа медоооовая», расслабляться, поглощая спелые сладкие фрукты… Эх, красота!

К четырем мы все вместе собрались (часть наших соседей по лагерю с нами на дикий пляж не пошли, а остались на «цивильном») и пошли пешком в Малореченское в Музей морских катастроф. Честно сказать, сам храм меня мало интересовал (да еще к слову, в его архитектуре намешано столько всего несовместимого, ну да не об этом речь…), и мы с Женей пошли сразу же в музей. Экспозиция музея представляет собой останки поднятых с морского дня кораблей, якорей, различного оборудования и одежды с затонувших судов. А по стенам развешаны плакаты с описанием самых масштабных в истории кораблекрушений. Помещения же декорированы под борта и каюты затонувшего корабля. Мрачный музей, гнетущее впечатление произвел… Да я ожидала и более богатой экспозиции.

Затем мы, еще немного побыв на море, пешком через виноградники вернулись в лагерь.

День шестой. (Пешеходный поход на Демерджи-яйлу,  восхождение на Южную Демерджи,  водопад  Джурла, около 30 км пешком)

Впереди – самый длинный поход за весь заезд. Встали мы на рассвете, еще солнце не показалось над вершинами, позавтракали и вышли. Дорогу нам наш инструктор Лёша обещал нелегкую («Вот она, гора, перед вами, я же ее высоту не уменьшу…»). Вот почему в этот поход шли те, кто ощутив на себе нагрузки перепада высот, пешей ходьбы, не сдался.

Шли по хребту, было много затяжных подъемов, когда ни конца, ни края не видно, и ты идешь уже на пределе сил, и тут – привал. Но я радовалась возможности наконец то по-настоящему испытать себя, свои силы, и еще радовалась тому, что за спиной нет огромного рюкзака тяжеленного, а лишь небольшой прогулочный, в котором мы несли воду и прочие необходимые мелочи. Наш проводник был немногословен (но это и понятно, говорить на ходу – только дыхание сбивать), и шел впереди, но мы с Женей на удивление поспевали за ним, и в этом был плюс – мы дольше остальных отдыхали на привалах: пока ждали всех, и со всеми вместе. Я вошла в ритм и идти мне нравилось, труднее было после привалов снова вставать, чем идти без передышки. Но недолгие передышки через каждые 15-20 минут ходьбы дают возможность пройти значительно больше, так что как бы мне не хотелось «лететь» вперед, садилась и отдыхала со всеми.

Когда шли через буковый лес, наткнулись на поваленные ветром огромные деревья с гроздьями молоденьких вешенок, насобирали их целых два пакета – будет вкуснятина завтра на ужин.

Через несколько километров таких скалистых подъемов вышла наша небольшая группа на поросшее травами плато. Сочное, густое разнотравье колыхалось перед нами, словно пышный ковер, и было там так свежо на высоте этой в тысячу метров над морем, и столько целебных трав росло – зверобоя, душицы, бессмертника, тысячелистника. А по краю плато высились нагромождения серых скал… И какой открывался оттуда вид! Никаких слов и рифм не хватит, чтоб описать тот восторг от открывшегося отсюда простора, от восхитительного чувства высоты, от того, что ты здесь, надо всей суетой переполненных пляжей Солнечногорского, над жарой переполненных раскаленных улиц. Паришь, как птица, над миром, и захватывает дух, когда взгляд скользит вниз, по бесчисленным выступам скал, стремительных и обрывистых, кое-где украшенных зеленью высокогорных сосенок и кустиками цветущего лимонника.

Потом наш путь вел вдоль плато в самое сердце Демерджи-яйлы, в царство дивной, нетронутой природы, редких насекомых и невиданных трав. И снова у нас на пути обрывистые утесы, и ты сидишь на одной такой скале, долго глядя на белые квадратики домов внизу, кажущиеся игрушечными. И хочется взлететь хоть на миг, хоть бы на долю секунды обрести крылья, чтобы ощутить все это величие и могущество природы, и под собой, как на ладони, увидать остроконечные утесы, и подобно орлу, ловя восходящие потоки ветра, спикировать плавно на вершину скалы, едва тронув ее крылом.

Да, это стоит усталости от затяжных подъемов, это многого стоит, и я чувствовала эту любовь, и осознавала еще больше, что все сильнее влюбляюсь в горы. Радовалась, что в этом году мне посчастливилось попасть в Крым, так непохожий на покатые, влажные и спокойные Карпаты, такие прохладные и неспешные. Крымские горы – они другие. Они стремительные и обрывистые, жаркие, солнечные и почти безводные в это время года. Они не терпят неосторожности, невнимательности, торопливости. А средь скал вьются, вьются узкие каменистые тропки, и манят таких же как я романтиков и мечтателей, не жалеющих своих ног ради того, чтоб ненадолго взглянуть на этот мир с высоты птичьего полета, для того, чтобы почувствовать это вечное спокойствие и тишину, это величественное и равнодушное, царственное спокойствие Гор…

И вспоминалось стихотворение неизвестного автора, встреченное как-то на просторах Интернета, целиком и полностью отразившее мои чувства:

Горы имеют власть звать нас в свои края.

Это уже не страсть, это судьба моя…

Тянутся к высоте люди большой души,

Вы не жалейте тех, кто не пришел с вершин.

Вам, кто сидит внизу, вам ли о них тужить?

Люди,  идущие вверх, знают, как надо жить.

Потом был обед в тени деревьев, я насобирала на плато подсушенной земляники, и мы сварили с нею чай, а Женя с ребятами нашли красивого краснокнижного жука – усача альпийского, который был ну просто как с картинки в учебнике биологии. Пофотали его и отпустили на то же дерево, где и нашли. Потом собирали травы на плато, а я нашла ковыль и собрала с него несколько семян – дома посеять.

Долго шли по пыльной дороге через плато, и во второй половине дня подошли к долине реки Джурла (она же Сотера, она же Алака) с одноименным водопадом. В это время года он был совсем немноговодным, но окружен сказочно красивыми скалами, и от того необычен.

Дорога домой, в лагерь – через леса и спуски; привалы в самых красивых местах (мы всегда с высоты находили бирюзовое пятнышко – наше озеро, до которого, казалось, рукой подать!); солнце, клонящееся к закату, бросало длинные тени на темнеющую землю, а под утесами уже лежал синеватый сумрак. Стало холодать. Решив разведать новую дорогу, свернули с тропы, но продравшись через заросли ежевики и редкую в этих местах крапиву, обнаружили, что новая дорога собственно, дорогой не является, а приводит на лужок, с трех сторон закрытый лесом, а четвертой срывающейся в обрыв. Ну, вернулись назад и продолжили идти по знакомому пути. Стемнело, и по буковому лесу мы уже шли, включив налобные фонарики, от света которых в разные стороны разбегались причудливые тени. Совсем стемнело, когда мы свернули на тропу, ведущую к источнику Св. Андрея (утром мы там набирали воду, там руины храма и стоит крест). А по тропе этой и днем-то идти было не просто, узкая, на склоне холма, с обеих сторон деревья нависают и хватают цепкими ветвями за лицо и одежду, словно не хотят отпускать (или пропускать?)… Ночью же это было весьма экстремально. Но медленно, шаг за шагом, присвечивая фонариками, мы преодолевали и этот участок пути. Женя шел позади всех и своим мощным фонариком слегка сбоку светил всем под ноги, что было весьма и весьма удобно.

У источника сделали привал, посидели молча в темноте кто на чем (если утром и днем еще искали место посуше или подкладывали сидушки, то сейчас уже было все равно, на чем сидеть), напились свежей воды и двинулись дальше. И снова спуск, камни, срывающиеся из под ног, снова спуск и спуск, какой-то бесконечный… От непривычной нагрузки ноют колени, ноги срываются и оскальзываются, но держат крепко, не подводят. А то что ноют, ничего, пройдет на утро, только крепче будут!

И тут, чтоб развеселить темную дорогу, мы с Юлькой и Пашкой начали петь! Вспоминали старые добрые песни, ну и конечно же, без «Ничего на свете лучше нету…» не обошлось, и другие хорошие вспомнили, «Надежду» Анны Герман, к примеру, и «Где-то на белом свете…». Вот так с песнями и подошли к лагерю, чем очень удивили оставшихся там соседей по палаткам: «Ну народ! Столько прошли, а еще песни поют!», но еще больший шок мы с Женей вызвали у тетушек-соседок, когда не упали замертво, а еще побежали в озере плавать!!!

Даже Лёша говорил, что устал, а уж у него-то опыт походов невероятно велик! Шутка ли, 30 км пройти, да еще с перепадом высот, а не по ровненькой тропинке! Я же в этом походе испытала такую бурю эмоций, такую радость, и поняла, что при должном настрое можно очень многое совершить, и тело будет слушаться и не подведет.

День седьмой. (Озёрный день и поход на море)

По весьма правильному распорядку после походов в лагере следует день отдыха, и этот день у нас просто был свободным. Наша компания из шести человек решила идти на море, на тот же дикий пляж. А к тому же оказалось, что в этот день Паша празднует свой день рождения, то у нас в тени раскидистого дерева получился и вовсе полноценный праздник! С походно-полевым праздничным столом, поздравлениями и подарками.

Купались, радовались и отдыхали целый день, и уже почти затемно через виноградники пришли в лагерь.

День восьмой (Велопоход к водопаду Джур-Джур, около 20 км)

В этот поход часть народа решила идти пешком, а обратно уезжать на лагерном «уазике», а часть – ехать на велосипедах туда и обратно. Мы – в числе велосипедистов. Большая часть пути – подъемы, где приходилось тащить себя и велосипед, обливаясь потом, жара была просто неимоверная! Но парадокс – мне даже такие нагрузки доставляли удовольствие! А спуски порой были такие крутые, что только один Женька рисковал там съезжать,  у него очень хорошее чувство равновесия, да и на велосипеде он еще лучше чем я катается. Я же где не была уверена, не съезжала, руки-ноги дороги!

Несколько раз наш путь перерезали ручейки, их мы проезжали, не останавливаясь, и вздымая тучу брызг! Пили холодную вкусную воду из родников, купались прямо в одежде в речушке горной – в мокром потом было не так жарко идти. В общем, таким образом добрались до села Генеральское, там возле родника оставили велосипеды с Лёшей, а сами пошли пешком дальше, до водопада там оставалось совсем немного идти.

Дорога очень разъезженная, поскольку водопад самый известный в Крыму, мимо нас проезжали то и дело открытые внедорожники, груженные «тюленями» (так про себя мы окрестили ленивых и неспортивных отдыхающих), вздымая тучи белой пыли. Ею были покрыты все кусты и трава вдоль дороги («Как неживые…» всё поражалась Юля), и мы тоже вскоре были в белом налёте и то и дело закрывались чтобы не вдыхать эту дрянь. Потом дорога закончилась стоянкой машин и пошла истоптанная тропа через неправдоподобно чистый лес с выставками чучел и макетов животных. У меня испортилось настроение, и даже когда я наконец увидела этот чудный водопад, мне все равно было грустно. Ибо не вязалась эта картина живой, дышащей природы с теми толпами бездушных потребителей, гогочущих молодчиков и барышень, отполировавших своими задами огромный камень напротив водопада… В этом глубоком ущелье, рядом с огромными замшелыми валунами, хотелось тишины и умиротворения, хотелось молча смотреть на воду, трогать ее рукою, наслаждаясь прохладой и шумом падающего потока… Но не денешь никуда тех, то туда приехал гоготать и развлекаться, и мы немного посидев там, пошли выше по течению, к каскадам. К слову, мне едва удалось поймать момент, когда возле водопада никого не было, а чтоб снять каскады, мне вообще приходилось просить народ подождать минутку, пока я сделаю снимок… Наверху тоже самое творилось, но помимо всего прочего, все еще по очереди окунались в купели, образовавшиеся в камне от многолетней работы текущей воды, хотя на многих деревьях висели таблички «Купаться запрещено. Забор воды»… Хех… Ну не вяжется мое восприятие мира и Природы с восприятием многих людей. Не потребительское оно у меня, а скорее дочернее… И Природа для меня – это не дойная корова, которую после того, как она перестанет доиться, сдадут на мясокомбинат. Для меня Природа – Мать. Поэтому и портится настроение в таких вот местах, где люди еще раз доказывают свое отношение к ней… Ну да ладно. В общем, еще немного побыв там, мы вернулись назад, к Лёше и велосипедам, оказалось, все уже были в сборе, и ждали только нас.

А дальше была самая приятная часть нашего похода! «Безлошадных» соседей по палаткам забрал «уазик», а остальные, и мы с Женей в том числе, оседлав велики, помчались вниз по новой ровной трассе, по гладкому покрытию вниз, вниз, к морю, в Солнечногорское… Ветер шумит в ушах, с немыслимой скоростью проносятся мимо деревья, солнце садится за горы, и душа поёт! Счастье, свобода, скорость! Ветер в лицо, крепкие руки сжимают руль, и несут тебя два колеса, кажется так быстро, что вот-вот взлетишь… Подчиняется тебе исправная техника, молодое и сильное тело держит равновесие, и только мелькают внизу белые линии разметки… Сказочным и незабываемым был этот быстрый спуск по пустой горной трассе.

День девятый. ( Караби-яйла, Пещера Фул (Туакская), пешком около 15 км)

Поскольку ехать в пещеры на внедорожниках оказалось дороговато, и не набралось много людей, мы решили так – на лагерном «уазике» едем до Рыбачьего, а оттуда пешком на Караби-яйлу и к Туакской пещере (иначе называемой пещера Фул). Желающих оказалось немного – мы с Женей, Серж и Иришка, Юля, двое новеньких (отец и сын) и еще одна женщина пожилая необщительная. Пошли с нами Дима и Лёша. Таким образом группа из 10-ти человек выехала в последний в этом заезде поход (ну, это для «старожилов» как мы он последний в заезде), доехали до Рыбачьего, и потом еще километров 8 мимо виноградников в сторону Караби. Если б мы все это расстояние пешком прошли, нам бы и дня не хватило!

По пути нам попались два прекрасных озера, в которых купались – одно большое, на берегу которого виднелся чей-то лагерь, другое же – маленькое и холодное, кишмя кишело всякой живностью – лягушек, раков там было немеряно, а рыбы до того смелые, что проплывали, касаясь плавниками ног. Одну лягушку (остальные участницы похода сразу «Фууу!!!») я взяла на ладошку, долго рассматривала, а ей хоть бы что! Непуганые они там! У этого озера мы насобирали мяты, оставили водителя с машиной нас дожидаться, а сами пошли вверх.

Тропка вела по кромке обрыва, местами на такой крутизне, где нам было сложно идти, встречались следы лошадей (гмм, ну сами догадайтесь, какие именно), и удивлялась – как они тут прошли? Справа поднимался вверх горный луг, поросший разноцветными колючками, тут и там громоздились россыпи огромных многотонных глыб, похожих на останки кем-то когда-то возведенных стен. Шли вдоль железной трубы водозабора, периодически пополняя запас воды, шли между валунов и по древнему буковому лесу… В лесу этом оставили свои рюкзаки, с которыми та женщина, что шла с нами (Тамара ее звали, кажется) осталась, и пошли карабкаться к пещере.

Да, экстремальным был этот подъем! Мы лезли вверх по скале, цепляясь обеими руками, ища опору ногам и место следующего хвата рукой… Очень интересно и захватывающе было на таких подъемах – мозг становится самой внимательностью и осторожностью, руки и ноги работают слаженно, в голове  никаких мыслей кроме одной – найти следующую опору. Не сорваться. Не оступиться. И радуешься, преодолев все препятствия без потерь и травм!

И вот, почти добрались до пещеры. Вначале показался небольшой грот, под нависшей глыбой скалы, в который мы конечно же тут же забрались. Правда, там не оказалось толком ничего интересного, просто очень холодно и мало места. Когда подтянулись остальные, прошли еще немного и вот она, заповедная пещера Фул,  расположенная на юго-восточном труднодоступном склоне Караби-яйлы, на высоте о