Следите за нами в соц.сетях
+38 (066) 4321-870
+38 (066) 432-18-70
Viber:+380664321870
+38 (068) 864-95-04
+38 (093) 505-92-11
Вступить в клуб Отправить запрос

Говорят, что в 2012 году ожидается 3 пятницы 13-ое и 1 конец света. Пусть так, но я верю, что как встретишь и начнешь новый год, так его и проведешь. Значит, я проведу все эти черные пятницы, да и сам конец света просто шикарно, с хорошим настроением и в теплой компании. А все потому, что сбылась моя давешняя мечта побывать в замечательном и неповторимом уголке Украины – гуцульском крае.

Первое знакомство с Прикарпатьем началось с Ворохты. Об этом уникальном поселке мне впервые рассказывала мама. Это место на нее произвело незабываемое впечатление. Добродушные и приветливые люди, непередаваемый карпатский колорит остались навсегда в ее сердце. Так, как чтутся и соблюдаются традиции празднования Рождества и всех новогодних святков в Прикарпатье, не найти больше нигде на Украине. Поэтому окунуться в эту сказочную атмосферу добра, радости и счастья я мечтала практически с детства.

Итак, турклуб Пешком по Украине, членом и даже можно сказать соорганизатором которого я являюсь, предоставил нам всем такую прекрасную возможность. Ворохта – очень приветливая и даже в пол одиннадцатого ночи встретила нашу маленькую компанию своим теплым светом праздничных огней. Кстати, о компании. Люди традиционно съехались со всех уголков нашей необъятной Родины. С частью компании мне удалось познакомиться еще в поезде, ну, а общий вагон любимого нами «Раховоза» смог придать этому знакомству своих ярких красок. Все игры, в которые мы переиграли, были просто Супер! Отдельное спасибо Леше за это.

Снег, лежавший в Ворохте на Новый год, успел растаять к нашему приезду, так что мы начали понемногу свыкаться с мыслей, что и тут придется месить грязь и лепить грязевиков. К счастью, отсутствие снега смог быстро скрасить уютный, двухэтажный деревянный дом и гостеприимная хозяйка пани Наталия, у которой мы провели шесть незабываемых дней. Она нам поведала, что дом этот непростой, очень древний и принадлежал когда-то знатному польскому роду. К сожалению, не помню точно фамилий, извините за мою хроническую забывчивость.

Первый вечер прошел в суете, на скорую руку приготовили еду, расселились, приняли душ и дружно засопели по разным комнатам. Следующий день обещал много новых впечатлений и первый небольшой подъем. В первый день мне не удалось присоединиться к большинству, осталась на хозяйстве. Зато короткая прогулка по Ворохте и восхождение на гору Магура у остальных оставила много разнообразных впечатлений. Жаль, что была туманная погода и красоты остались скрытыми от общих глаз, но первое знакомство прошло в целом хорошо.

Вечером всех ждал на ужин борщ, приготовленный по рецепту пани Натали, кстати, мне очень понравился этот вкус, такой необычный, и, конечно же, традиционный чай из крымских трав и шиповника. А еще в этот вечер у нас было общее знакомство.

Каждый вкратце рассказал о себе и о своих увлечениях, а потом я провела мини мастер-класс по оригами, даже удалось смастерить один бумажный шарик. Я и не думала, что это японское искусство будет пользоваться такой популярностью. Но все хорошее когда-то заканчивается, и первый день подошел к концу, чтоб уступить место второму не менее насыщенному и интересному.

На второй день было запланировано посещение Яремче, скал Довбыша и подъем на гору Маковица. Чтоб выполнить такую программу, надо было сутра хорошо подготовиться, поэтому кроме стандартного завтрака мы заранее с Юлей приготовили вкусненькое – пирожное с сюрпризами. Наша самая многочисленная компания из Киева собрала себе все экземпляры с сюрпризами, поэтому целый день после находилась в приподнятом настроении.

Итак, поездка в Яремче началась с небольшой прогулки по Ворохте. Мы посмотрели древние виадуки. Когда-то таких каменных исполинов по Карпатам было немало, но две мировые войны пережили не все. Виадук в Ворохте, на который смотрит бабушка-церковь, может собой гордиться: он один из наиболее длинных каменных мостов Европы (130 м), длина одной из арок - 65 м. Ну и что, что этот мост давно не работает (железной дорогой используется более новый, построенный как раз рядом), зато он шикарно вписывается в общую панораму поселка. Тщательно осмотрев эти памятники архитектуры, мы отправились исследовать бывшую гордость Ворохты – трамплины, которые некогда использовались олимпийской сборной СССР. Возле трамплинов построена подвесная дорога, не воспользоваться которой было бы просто грех.

Находясь в непосредственной близости от этих не менее величественных, чем виадуки, сооружений, не можешь не возмущаться той бесхозяйственности, которая царит повсеместно в Украине. Ну как можно было допустить такую разруху?! Такое впечатление, что через пару лет эти трамплины так и рассыплются никому ненужные и всеми забытые. Немного взгрустнув и вдоволь навозмущавшись, мы начали спешить на электричку. Но рынок  сувениров никак не мог ускорить этот процесс. Тем не менее, мы успели на электричку и уже через 40 минут были в пункте начала маршрута к скалам. Погодка, скажу вам честно, была 100% весенняя, солнце грело, снег таял, птицы пели, совсем не похоже на начало января.

Город Яремче – это действительна своеобразная «дверь» в Карпаты. Именно здесь с 16-го века развернулось антифеодальная борьба крестьянства, называемых опришками. В 30-х - 40-х годах XVlll века во главу отряда повстанцев встал Олекса Довбуш, по преданию - человек большой души и большой силы. Он стал настоящим народным героем, поэтому его имя здесь встречается практически на каждом шагу. Первый объект, который мы увидели – камень Довбуша, находящийся у железной дороги и железнодорожного тоннеля.  Существует легенда, что во время наступления на господский двор опришкам на преграде стала большая скала, и никто не знал, как ее преодолеть. Тогда Олекса взял ее и столкнул на замок, затем поднял и поставил у широкой дороги, чтобы люди видели и радовались тем, что никто не сможет их побороть. А враги чтобы знали: сила народная - крепка как эта скала.

У Камня Довбуша берет начало художественно мемориальный комплекс «Тропа Довбуша», куда мы и отправились. Вход, к сожалению, платный, в Карпатах скоро и за воздух будут деньги брать. Сама Тропа очень живописная, пролегает между скалами и выходит на хребет Горган. Выше по течению реки Прут, на правом склоне долины среди леса разбросаны скалы-утесы высотой до 20м. По легенде, именно здесь в пещере и скрывался гуцульский вожак. Также существуют свидетельства, что когда-то на этом месте находилась база повстанцев, и располагался лагерь Олексы Довбуша. Еще одна легенда повествует, что именно в этих скалах он спрятал свое сокровище.

Всю дорогу мы шли и играли, было весело. Некоторые самые отважные, взбирались на скалы для более эффектных кадров. В пещере искать сокровище не пробовали, зато после обеда многие изъявили желание подняться на гору Маковица. Мне с непривычки было как-то тяжело, отвыкла, наверное. Зато, когда поднялась, поняла, что оно того стоило. Вид открылся просто шикарный. Редкие огоньки, зажигающиеся по Яремче, придавали ей сказочности и безмятежности. Ребята умудрились сохранить горячий чай в термосе, который действительно был, кстати, на вершине.

Согревшись, мы побрели вниз уже не по тропе, а просто по лесу. Буковый лес с деревьями-исполинами в сумеречный час произвел непередаваемое впечатление. Кое-где все еще лежал снег, но, все же, мы намесили немало грязи. Уже спустившись в Яремче, мы прошлись по подвесному, отчаянно дребезжащему мосту, поужинали в Пирожковой, налюбовались на самую красивую елку в Украине и на праздничное оформление города. Часть группы, которые не захотели идти на гору, ходили смотреть на водопад Пробий и уже ближе к вечеру присоединились к нам.

Часов в 10 мы были дома, где нас ждал вкусный и сытный ужин. После ужина все спешили разойтись по комнатам, так как на 5 января обещали хорошую погоду, поэтому на этот день мы запланировали восхождение на Говерлу.

5 января для нас началось слишком рано, где-то в 4:30 утра, будильник раза три точно был нажат на повтор, но, в конце концов, нам пришлось распрощаться с теплыми кроватями. Состояние было: «поднять подняли, но разбудить забыли». Завтрак тоже прошел на автопилоте. Как попала в электричку и вышла из нее помню смутно, точно знаю, что чуть не проехала свою остановку. Зато, когда вышли на улицу и глотнули свежего воздуха, сон отступил. Было где-то 7 утра, и только начинало светать. Горы где-то на горизонте уже начали серебриться, воздух становился мягче, и мы начали отмерять шаги и метры до наивысшей точке Украины. Сначала перед нами была обычная проселочная дорога, потом грунтовая и только после этого начался долгий путь наверх. В пути мы встретили рассвет и восход, погода действительна была хорошая, снег слегка покрыл землю, и идти было абсолютно комфортно, несмотря на пройденный десяток километров накануне.

К сожалению, чем выше мы поднимались, тем хуже становилась погода. Сначала солнце скрылось за тучами, потом эти тучи начали накрывать нас, и поднялся ветер. Но даже плохая погода не могла испортить впечатления сказки, вокруг была такая красота: елки, укутанные в снег, прям как на картинах Васнецова, горы велюровые, лесистые и снежные. Это было очень красиво, хотелось взять кисть, мольберт, масленые краски и рисовать-рисовать-рисовать, жаль, что только не умею.

Поднявшись уже на перешеек, последний по идее спокойный участок перед наиболее отвесным подъемом, мы поняли, что дальше идти опасно, да и бессмысленно. Как мне показалось, ветер был очень сильным. У ребят, шедших со мною рядом, белел нос. К тому же пустился снег и больно колол щеки. Было холодно, и я жалела, что не одела еще один свитер. И это все дополнилось туманом. Короче, идти дальше этакими «ежиками в тумане» не хотел никто, жаль только, что наивысшая точка Украины так и осталось не покоренной. Будет повод вернуться в Карпаты еще раз, а может и ни раз.

Путь назад был немного грустным, но любой спуск для меня – это настоящее удовольствие, поэтому я радостно неслась мимо заснеженных елок и наслаждалась каждой секундой единения со сказкой. Зашли в одну пастушью хатку с нарисованными 5* и надписью «rehau», подкрепились бутербродами и выпили по чашке чая.

Спустившись к началу нашего подъема, мы развели огонь, наконец, согрелись, выпили вкуснейший чай из елки и доели свои бутерброды. До поезда оставалось еще часа три и возле костра мы с радостью провели целый час. Ноги начали приятно ныть от усталости и постепенно оттаивали. Только, допив последнюю чашку чая, мы продолжили обратный путь. В целом день удался, лишь одна мысль засела в моей голове: я сюда еще обязательно вернусь, чтобы все-таки дойти оставшиеся 300 м высоты.

Вот так закончился третий день, дома, как всегда, ждал ужин, который мы уплетали за обе щеки, нагуляв зверский аппетит за целый день.

В канун Рождества мы уже далеко не собирались. Во-первых, сказывалась усталость за предыдущие дни, во-вторых, нужно было готовить 12 постных блюд. Поэтому, в этот день мы отправились гулять по Ворохте и зашли в колыбу, где находятся вольеры с разными животными.

По дороге запаслись яблоками, которые потом с радостью скормили кабанчикам и кроликам. А вот знакомство со среднеевропейскими оленями прошло не так гладко. Во-первых, они очень долго от нас прятались в самом дальнем углу вольеров в лесу, во-вторых, только один осчастливил нас своей компанией, остальные так и продолжали сторониться, в-третьих, яблоки они не пожелали есть, или вообще их не едят.

И все же олени оказались очень милыми. Та самка, которая приблизилась к нам, давала себя гладить, кусала  или может «целовала» наши курточки и даже пыталась «обниматься». Забавное животное неравнодушно относилось к собакам, гоняло их по всей загородке. Вдоволь насмеявшись, мы пошли жарить сало на костре и пить уже столь полюбившийся чай из елки. Обратная дорога была по поселку, но уже не по трассе. Прошлись по подвесным мостикам, по узким улочкам между разбросанными домиками мы добрались домой к 5 вечера, и начали готовить праздничный ужин.

Не знаю как на счет постности, но 12 блюд мы насобирали. Считайте сами: кутя, узвар, суп с грибами, салат с крабовыми палочками, шуба, салат из квашеной капусты, тушеная морковка, хлеб, моченые яблоки, печенье, конфеты и пирожное, которое нам помогали готовить юные хозяйки из Днепропетровска. Пани Наталя нам передала обязательные реквизиты рождественского стола: сено и чеснок, аккуратно разложенные на столе и под ним.

А еще у нас был настоящий концерт. В нашей компании собралось немало талантов, Александра из Москвы играла на чудо инструменте йедаки или диджериду, познакомились с настоящей будущей певицей Юлей Коваленко, от ее голоса мурашки по коже просто табунами бегали. После концерта приступили к трапезе. А уже в 10 ночи отправились колядовать. Наша маленькая Большая Юля стала настоящим джокером и ее исполнение колядки «Добрий вечір тобі, пане господарю» не оставило никого равнодушным. Обойдя 5 хат, мы наколядовали ни много, ни мало 170 грн. Но главное не деньги, а, то с каким настроением мы это делали. Хозяева сразу понимали, что мы не местные и расспрашивали нас, откуда мы приехали, к тому же приглашали за стол. Это не передать словами как нам было приятно это гуцульское гостеприимство. Спать мы легли уже глубоко за полночь, но уснуть было тяжело, эмоции просто переполняли.

И вот и долгожданное Рождество. В этот день наш путь лежал в Верховину, было немного желающих посмотреть на обряды, но меня просто переполняло от ожидания чего-то таинственного. Так вот, в Верховину мы прибыли где-то в 12 дня и успели забежать в дом-музей, в котором когда-то снимали фильм Тіні забутих предків.

Нас там встретила колоритная гуцулка поистине влюбленная в свой край и в этот фильм. Ее рассказ был таким проникновенным и эмоциональным, что не хотелось прерываться, но пришло время идти в церковь и слушать колядки.

Честно говоря, я ожидала чего-то большего, но поняла, что в каждом селении коляду справляют по-своему и все они по-своему интересны. В Верховине колядуют исключительно мужчины, они одеты в национальные костюмы со специальными атрибутами – валашками – разновидность топора. Топорище часто используется, как ручка, а сам топор, как трость. В то же время гуцульский топор удобен для различных хозяйственных нужд, а также может защитить своего владельца при встрече с диким зверем в лесу. Гуцульские топоры-валашки тщательно инкрустируются, а также украшаются резьбой и драгоценными камнями.

Само действо началось где-то в 14:00 – 14:30 возле церкви. После окончания службы на крыльцо вышел батюшка и благословлял каждую группу колядников. Потом они делали круг почета вокруг церкви и отправлялись ходить по улицам. Мы их встречали еще пару раз: первый – в музее Гуцульщины, куда зашли погреться после основного мероприятия возле церкви, второй – возле автобуса с донецкими туристами, которые щедро одарили уже веселых колядников, причем, не только деньгами, но и повышенным вниманием женской части группы. К четырем вечера мы вновь пришли в музей «Тени забытых предков» и уже не торопясь дослушали оборвавшийся рассказ.

Это был наш последний вечер в столь полном составе, многие уезжали ночью, поэтому наш ужин затянулся надолго. И после ужина мы долго сидели и играли в Мафию, каждый вечер был интересным и особенным. Спасибо всем за такую теплую компанию!

Последний день в Ворохте в моей памяти точно останется на всю жизнь. Проснувшись, я сразу же вспомнила любимый стих Пушкина:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Такой красоты за окном еще не было. Сумасшедший блеск снега действительно слепил глаза, солнце открыло нашим глазам всю драгоценность этого невесомого белого покрова… Эх, как вспомню, слезы от счастья на глаза наворачиваются. Естественно, не было смысла сидеть в доме, поэтому мы снова пошли гулять по окрестностям Ворохты. Завтрак затянулся надолго, но даже в полдень желание идти в лес не пропало.

Весь наш путь сопровождала хозяйская собачка, потом еще один дружок к нам привязался, вот так с двумя братьями младшими мы бродили целый день. Одну даже пришлось носить на руках, потому как переутомление на ней очень сильно сказывалось, а мы чувствовали ответственность, что завели их так далеко от дома.

Обед был в пастушьей хатке, которая пользовалась большим спросом, судя по количеству следов вокруг и еды оставленной добрыми туристами.

Что говорить?! Возвращаться совсем не хотелось, поэтому мы гуляли вплоть до сумерек и только к 8 вечера вернулись в дом. Разогрели оставшуюся с завтрака картошку и приготовили борщ, который ели целую ночь и все равно он остался хозяевам в качестве благодарности за уют и теплоту.

В три ночи мы уже спали в поезде, а в 8 были во Львове. Как же я люблю этот город, а в рождественские праздники он вообще преображается и становится таким теплым и радостным: отовсюду музыка, на площадях поют колядки и инсценируют сцены из Библии. Чтобы еще полнее ощутить теплоту Львова, мы пошли в мастерскую шоколада, где шоколад готовят на месте и можно следить за этим процессом. Именно там я купила конфет – в этот раз они были сувенирами, а еще мы смаковали горячим шоколадом.

Кроме того, я, наконец, попала на Ратушу, пересчитав все 408 ступенек, и внимательно рассмотрев Львов с высоты птичьего полета.

Замечтавшись, мы чуть не опоздали на поезд, и буквально на последней минуте влетели в наш вагон. Вот так и закончилось мое первое путешествие в гуцульский край, пропитанный теплом, любовью и легендами. Спасибо всем за эту сказку!