Следите за нами в соц.сетях
+38 (066) 4321-870
+38 (066) 432-18-70
Viber:+380664321870
+38 (068) 864-95-04
+38 (093) 505-92-11
Вступить в клуб Отправить запрос

Крымская Сотка 2008

Крымская Сотка – соревнования по ориентированию в Крыму на большой дистанции в виде пешеходного похода-марафона. Участники соревнований, а это команды по 4-6 человек, должны за 2-3 суток преодолеть около 100км по горам, попутно отыскивая контрольные пункты, которые обозначены на выдаваемой на старте карте, и фотографируясь возле них. Соревнования под силу достаточно тренированным туристам и спортсменам, способным за день пройти около 50–60км. Для того, чтоб идти так много, необходимо максимально облегчить рюкзаки, стараться уложиться в 10км на человека. По правилам соревнований, ночью, после 19-00 идти нельзя – нужно разбивать лагерь и ночевать. Организаторы Крымской Сотки – одесситы, подробнее можно узнать на их сайте http://crimea100.info  http://crimea100.narod.ru

Соревнования посвящаются Памяти погибших друзей, пропагандируют поддержание командного духа, умение всегда прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, даже в ущерб лидерства в гонге.

Расскажу о приключениях нашей команды Эдельвейс в соревнованиях, проходящих в период 03.10.08 – 05.10.08.

Участники команды Эдельвейс: Алексей Андрущенко, Евгений Бойко, Дмитрий Барсуков, Дмитрий Андрущенко, Святослав Загородний.

Маршрут (наш): с.Перевальное – Малиновый ручей – родник у Букового кордона (КП №2) – Долгоруковская яйла – памятник Клаве Юрьевой (КП №4) – р.Малая Бурульча – родник на т/с Партизанская Поляна (КП №6) – р.Партизанка – род. Сулух-Оба (КП №8) – г.Долгая (Стол-Гора), 1283м (КП №9) – Тирке-яйла – г.Замана, 1067м (КП №11) – ущелье Курлюк-Баш – низовье р.Курлюк-Су (м/н 03.10.08) – будка кабеля связи №15 у памятника Партизанская Шапка на шоссе Симферополь-Алушта (КП №12) – с.Перевальное – камни у ручья при подъеме на Чатыр-Даг (КП №1) – Ишачья тропа – Чатырдаг-яйла – пещера Эмине-Баир-Коба, Трехглазка (КП №3) – турстоянка Оникс-Тур (КП №5) – г.Ангар-Бурун, 1453м (КП №7) – родник у Кутузовского озера (КП №10) – Ангарский перевал (КП №13) – родник Верса (КП №14) – г.Пахкал-Кая (КП №15) – мимо перевала Джурла – лесоквартальный столбик №18 на поляне (КП №16) – Демерджи-яйла – ущелье Хапхал – небольшой тройной водопадик на р.Улу-Узень (КП №17) – вдп.Джур-Джур – «Кощеев Дуб» у КПП заказника (КП №18) – с.Генеральское – развалины монастыря у род.Св.Андрея Первозванного (КП №19) – родник Ай-Лия (КП №20, м/н 04.10.08) – р.Алака – вдп.Гейзер (КП №21) – каменные грибы р.Сотеры (КП №22) – г.Малбанын-Хыры (КП №23) – пос.Семидворье – скульптура оленя (КП №24) – вдоль моря – труба на берегу у т/с Аян-Дере (КП №25) – площадка на склоне у моря недалеко от т/с Аян-Дере (финиш). Дистанция 120км.

Состав нашей команды намечался задолго до Сотки, но вынужденно его пришлось несколько изменить. Окончательно команда сформировалась за неделю.

В этом году пришлось взять мультитопливную горелку и палатку, чего мы не брали в прошлый год, т.к. несколько изменились Правила. В том году был лишь тент, сейчас палатка-домик (1кг) + тент(1 кг) + колышки с альпенштоками (0,7 кг), 2 котла (на 4 литра и солдатский), 4 коврика и 5 спальников. Продуктов – около 2кг на человека, еще в первый день доедали фрукты. В результате рюкзаки вышли значительно легче, чем год-два назад, до 10кг, хотя сами рюкзаки были, в основном, 90-литровые. Ни GPS, ни трекинговых палок у нас не было.

До Симферополя вчетвером решили ехать на электричках, чтоб ночь нормально выспаться в палатке. Раньше мы несколько раз уезжали на троллейбусе из Симферополя в Перевальное с этой электрички около 22-00, сейчас приехали в 22-30. Троллейбусов не было, городского транспорта на Марьино (для ночевки на Симферопольском вдхр) тоже мы не дождались. Пришлось ехать до Перевального в 23-15 на автобусе Симферополь-Ялта. Билеты в кассе продавались только до Ялты за 19.50 грн, водитель хотел по 10 грн, потом нехотя согласился по 5 грн.

Заночевали в 1,5 км от Перевального у тропы на Чатыр-Даг, причем в 100м от будущего КП №1. Утром долго думали, оставить ли судьям 1 или 2 спальника из 5-ти, чтобы сделать из оставшихся кассету, пытались в такой кассете лежать, долго смеялись и решили спать в отдельных спальниках.

На старте группы, а их было 38, устанавливали рядами палатки. Был ветер, некоторые из них нещадно прижимало к земле. Первые 13 КП можно было брать в произвольном порядке, половина в Восточной части, половина на Чатыр-Даге. Я уловил кольцо Малиновый ручей – Партизанская Поляна – Тирке – трасса и потом кольцо через Чатыр-Даг на Ангарский перевал.

Старт объявили в 15-15. Мы за 20 секунд собрали, запаковали палатку и первыми вышли. Оглянувшись через 2 минуты, мы не еще не видели ни 1 вышедшей команды. До Букового кордона остановились на 3 мин у родника в верховьях Малинового ручья и на 2 мин у родника-КП. У памятника Клаве Юрьевой заметили 2 команды (Славутич и Гладиолус), которые догоняли нас. У елового леса «Славутич» бежал бегом, нас обогнали и свернула не туда, налево. Пришлось сесть отдохнуть, чтоб им не показать правильную дорогу, но это может им и подсказало, и через минуту они и сами вернулись. На Партизанской Поляне мы заметили, что они бегают ищут родник. Мы опять пошли первыми. Четко вышли на родник Сулух-Оба, хотя я не знал точно дороги с этой стороны.

На г.Долгую (Стол-гору) поднимались в полном тумане, там нас догнали Гладиолусы и снова отстали. Временами накрапывал дождь и дул умеренный ветер. На горе Замана я раньше не был, уже темнело, и до нужного поворота с Тирке-яйлы пару раз пришлось свернуть не туда и вернуться. Зато сам искомый камень-КП, не так уж и близко от вершины, нашли потом случайно сразу. Спускаясь на трассу, я знал, что, несмотря на карту, самая наезженная дорога сходит с хребта вправо в Перевальное, но незнакомая заросшая дорога четко вывела нас в ущелье Курлюк-Су, в низовьях которого мы и заночевали рядом с родничком при высохшей речке Курлюк-Су. Мы сильно не спешили, поставили палатку и сварили на костре суп, используя 3 сырые картошки. Наш примус мы несли больше для судей и на случай ночевки на яйле в очень дождливую погода, понимая, что на 5 человек наварить еды на костре выйдет куда быстрее. Улеглись после 12 ночи. В 0.30 нас обошла какая-то команда. Мы услышали слово «7.62» и поняли, что это точно участники Сотки. Ночью даже раздетому в самом легком моем спальнике (0,95кг) было очень жарко, спать тесновато, и я всю ночь не мог уснуть.

Встали в 4.30, в 5.40 вышли и в 6.00 еще по темноте взяли будку кабеля связи – КП №12. Прошли по знакомой дороге из Перевального наверх и после непродолжительных поисков нашли искомые камни. Чатыр-Даг, несмотря на предостережения, порадовал солнечной погодой. Мы почти без привалов поднялись до пещеры Эмине-Баир-Коба, потом прошли т/с Оникс Тур и без тропы пошли к верхнему плато. По пути у спуска в Тиссовое ущелье встретили участников Х-Крыма, потом один мужик из Москвы попросил у меня телефон позвонить. Несмотря на спешку, я поменял карточку и предоставил ему. На подъеме на Ангар-Бурун мы снова заметили догоняющую нас команду. Потом четко вышли к Кутузовкому озеру и  на Ангарский перевал. Уже хотелось обедать, но я решил, что самый раз будет поесть на судейском КП роднике Верса, может еще и накормят чем-то. Там нас обрадовали, что мы пришли первые, угостили чаем, бубликами и бутербродами и даже предлагали массаж, от которого мы отказались. В течение получаса мы закипятили чаю на примусе (это технический этап) и пообедали. На выходе в дальнейший путь на это КП пришел «Славутич» и начал кипятить воду.

Мысль, что мы первые снова придала сил и гнала вперед. Сбегали без рюкзаков на Пахкал-Каю и потом по тропе к перевалу Джурла. Выйдя на дорогу, свернули налево на Северную Демерджи-яйлу. Про искомый столбик было сказано, что его видно с дороги. Отдыхающие на «Ниве» посоветовали нам искать его дальше по дороге, хотя женщина сказала, что какой-то столбик есть за ними в стороне на поляне, но мужчина, сказал, что точно то не оно. Мы пошли дальше и чудом сквозь лес заметили тот самый столбик, куда показывала женщина. Думаем, что в тумане его можно было б искать не один час.

Хорошо знакомый мне спуск по Хапхалу. Начинался дождь, думаем, весело будут спускаться группы после дождя. Искомый 3-струйный водопадик нашли сразу, как я и предполагал, он будет до перехода на левый берег, судя по фотке с правого берега. Не доходя 1км до Джур-Джура, по многочисленным просьбам, мы за 15мин перекусили. Про сказочный «Кощеев Дуб», который снимался в фильмах, я тоже не знал, но нашли его сразу. Дальше, как я думал, нелегко будет группам найти короткую дорогу к роднику Св.Андрея, но видимо, лидеры недолго ее искали. Нам можно б было пойти двумя путями: сразу от КПП по сбору денег на водопад (там еще дежурил скучающий охранник) по тропе на Джурлу или через Генеральское. Мы выбрали второй вариант и по пути насобирали груш в саду. После 2 поворотов грунтовой дороги по лесу к роднику отходила еле заметная тропа без какого-либо турика (я хорошо знал ее), мне казалось, что теперь это позволит нам еще оторваться. При дневном свете сфотографировались у развалин храма. Я сказал обессилевшей группе, что теперь можно не сильно спешить, тем более,  дальше я дороги вообще не знал. Решили идти напролом вниз по ручью от родника, потом траверсом до выхода на какую-то дорогу. Но сразу обнаружилась сильно заросшая тропа вдоль трубы. Через 1 км вышли на дорогу, которую я узнал, т.к. ходил по ней радиально летом. Мы, уверенные, что в этой глуши нас никто не догонит, не сильно спешили, да и ноги не позволяли, а зря. Вскоре мы встретили группу Х-Крыма и расспросили у них дальнейшую дорогу. В это время нас неожиданно догнал Славутич. Мы в растерянности сели у дороги, кипятили чай, и в течение часа рассуждали о нашем дальнейшем плане, пытаясь предугадать их план. Было 20.00, и при свидетелях, ни мы, ни они взять КП №20 и идти дальше не могли. Думаем, дойдем до родника и посмотрим, ночуют ли они, и там дальше решим. Они заночевали, пришлось встать рядом с ними. Настроение немного упало, думаем, теперь они точно обгонят, тем более дорогу я дальше не знал.

На ужин сварили суп и компот из груш. Женя хотел спать обязательно в палатке, которую установил на самом ровном месте. Остальным четверым  с тремя ковриками пришлось довольствоваться местом с уклоном под тентом. А спать в палатке даже вчетвером было тесновато. Как я понял, это совсем другой случай – не зима и не с девушками, тут прижатое к тебе потное тело не очень кстати, и хорошо, что мы решили не брать только 3 спальника на кассеты. В общем, спалось опять плохо – неудобно, сначала было жарко, потом холодно. Как я понимал, нам нужно встать так, чтобы к 6.00 быть на роднике. Но, собираясь, заметили, что в 5.40 их уже нет. У родника (КП20) уже стояла другая команда – Романтик-Одесса. Они сказали, что только подошли и «Славутич» не видели. «Славутич» потом пришел на финиш первым с большим отрывом, возможно, все равно был бы первым, если б ушел с КП20 в 6.00, но уйдя раньше потихоньку молча, они проявили неуважение к правилам и в первую очередь к нам.  Мы вместе с «Романтиком» дождались 6.00, сфотографировались и пошли дальше.

Сегодня, на 3-й день, не на шутку болели мышцы в ногах. По совету команды Х-Крыма спустились к реке Алака и долго искали водопад Гейзер, по крутым скользким тропинкам то вверх, то вниз пробираясь вдоль реки с каскадом похожих водопадов. Заметив на правом берегу вверху каменный гриб (в спешке не глянув на карту, что наш гриб на левом берегу), мы решили, что это следующее КП, до которого по карте было 2 км и снова пошли наверх, пока наконец нам четко не подсказали, что надо идти вниз. В общем, потеряли около часа. На каменные грибы на левом берегу вышли четко по тропе вдоль трубы. Далее нужно было лезть на гору Малбанын-Хыры. Мы сразу пошли не по той дороге, она закончилась, и с километр пришлось продираться через грабовый кустарник, пока не вышли на необходимую дорогу. Она должна была нас вывести четко на вершину с необходимым триангулятором, но, как оказалось, проходила в стороне от нее. В общем, потеряли еще полчаса, пока поняли это. У меня так болели ноги, что идти очень быстро я уже не мог, и ребята забрали у меня рюкзак.

Далее спуск на шоссе Алушта-Судак и без тропы по склону с редколесьем на Семидворье, иногда пересекая крутые овраги. В поселке мы уперлись в ворота санатория. Объяснили охраннику, что нам нужна скульптура оленя, он понял и пропустил нас. Хорошо, что мы в первых – думали мы, неизвестно, как бы он отнесся к 10-й или к 30-й группе.

Последние 2 км по берегу вдоль моря. Мы заметили, что нас настигают Гладиолусы. В конце они побежали, нам пришлось последовать их примеру. Неожиданно, не доходя до знакомой мне стоянки Аян-Дере, они стали фотографироваться у трубы, похоже, как на фотке последнего КП, и рванули вверх на финишную поляну. Я считал, что сфотографироваться у трубы где попало, а не там, где указано на фотографии, не допустимо, и мы потеряли 2 минуты, пока нам не подсказали нужное место. В общем, на финише мы оказались на 2 мин позже, но судьи приняли мое объяснение, как мы подбежали одновременно, и именно мы нашли правильное КП, и решили нам дать одинаковое время прихода. До нас уже пришло 3 команды - Славутич, Романтик-Одесса, Севастополь, а мы с Гладиолусом пришли 4-ми.

Рассматривая протокольную таблицу со временем взятия КП по СМС, мы поняли, что «Романтик-Одесса» сегодня утром тоже попались нам на горячем. В 5.40 они были с нами на КП20, а указали время взятия КП19 в 6.05. А между этими КП 3-4 км, причем первый километр – по очень заросшей не обозначенной на карте тропе. Т.е. КП20 они взяли значительно раньше 5.40.

Мы написали судьям апелляцию о замеченным нарушениях. Я думаю, что только из-за этого давать «Славутичу» 5 часов штрафа было б слишком жестоко, но, по крайней мере, всем должно быть это известно. Кто-то может и не поверить в наши рассказы, но это уж личное дело. А вот такие переходы «Романтик-Одессы», на глазах у обгоняемой ими команды,  уже могли серьезно повлиять на результат.

Мы искупались в море, которое было теплым, но мутным, потом нас накормили. Беседовали с судьями про усовершенствование Правил для исключения махинаций. Потом слушали, как пришедшая команда «7.62» показывала свои технологии облегчения веса продуктов и снаряжения

Последние 2 часа хода вдоль  морского побережья, сильно испорченного стройками и кое-где еле проходимого, потом по Алуште, и мы на автовокзале. Сразу подошел троллейбус. В Симферополь прибыли в 21.30, но,  как оказалось, с 17.00 никаких билетов на Запорожье не было. Проводники последнего харьковского поезда не против были взять нас четверых за 180грн в тамбур. Но перспектива после 2 бессонных ночей ехать с «ватными» ногами  на корточках в прокуренном тамбуре 5 часов, а потом еще с 3 ночи часа два сидеть на вокзале, еще и за такие деньги меня отпугивала. Поэтому в этом поезде уехал только Слава на работу, а мы втроем за 10 грн доехали в мягком вагоне керченского поезда до станции Ефремовская, там у канала вскипятили чаю и  заночевали. Ночью во время 4-часового сна  пришлось под мелким дождем вылезти из палатки и натянуть на нее тент. Утром снова сделали чаю и за 8 мин пришли на станцию к электричке на Мелитополь. Пока брали билеты, она на скорости залетела на станцию, и двери открылись на противоположную сторону. Пришлось с огромной скорость оббежать ее сзади, на ходу запрыгнуть и вылить почти весь чай из котла  на голову во время запрыгивания. К такому шоку еще прибавилось, что через 30 сек по первому пути, где мы бежали, пошел товарный поезд…

В Запорожье приехали к 15.00 и, прихрамывая, еле дошли от остановки автобуса до дома. Но это мелочи. В целом, мероприятие очень увлекательное, и всем нам понравилось.

Результатов соревнований мы потом ждали очень долго, на форуме «Сотки» разыгрались долгие споры. В конце-концов, победила дружба. А так, у нас ориентировочно 3–4 место из 38 команд.