Следите за нами в соц.сетях
+38 (066) 4321-870
+38 (066) 432-18-70
Viber:+380664321870
+38 (068) 864-95-04
+38 (093) 505-92-11
Вступить в клуб Отправить запрос

Создавая традиции

Каждый год на Маевку мы с друзьями ходим в горы, в Крым, и это для нас стало хорошей традицией. Естественно, 2011 год не стал исключением.

И вот, долгожданное 29 мая. Рюкзак уже сложен. По списку проверены все необходимые вещи, неоднократно вычеркнуты лишние штаны, футболки и кофты, тщательно упакована коробка общественного «печенька». А в ушах уже отчетливо слышится долгий перестук колес поезда... Посидели на дорожку и в путь…

Ж/д вокзал Запорожье 1 в эти дни превращается в скопище туристов с рюкзаками и велосипедами – всех зовет дух авантюризма вдаль от городских стен. Все группируются в отдельные кучки и порой в них нетрудно встретить старых добрых знакомых. Проскакивая между людьми, пытаясь не задеть их рюкзаком внушительного размера, мы с друзьями в назначенный час припарковались у ближайшей колонны, где уже толпилась одна из таких кучек. Среди них были и те, с которыми мы уже ходили в былые годы. Обменявшись крепкими объятиями, дружескими поцелуями и весело затараторив, наша кучка направилась к вагону. Итак, путешествие началось.

День первый. Традиция знакомиться.

Наш путь лежал из Запорожья в Феодосию с пересадкой во Владиславовке.  На феодосийском вокзале был назначен общий сбор группы, и нас оказалось, не много ни мало, 34 человека и еще 3 собирались присоединиться на следующий день. Прежде чем начать маршрут, мы оставили жителей Феодосии без дневного запаса хлеба, обнеся ларьки местного рынка, докупили некоторые необходимые продукты и, отведав в последний раз вредного фаст-фуда, дружно зашагали вверх.

Первый день – он трудный самый, а первый подъем вообще кажется непреодолимым. Но, стиснув зубы, мы его таки одолели, и перед глазами открылся вид на Феодосию, которая осталась далеко внизу. Впереди из тумана выступали загадочные белые шары, после некоторых догадок оказалось, что они принадлежат военной части. Дальше по извилистым тропкам мы проходили поля диких желтых пионов, которые имели смелость расцвести даже в пасмурную погоду, и дарили путникам частичку тепла и солнца. Также встречались сосны, на которых резво носились белки. К сожалению дымка и туман не позволили увидеть далекие хребты, но и в такой погоде была своя прелесть, сказочная природа будто отдыхала и только-только начала пробуждаться от сна. Вообще этот край меня особенно впечатлил своими невысокими бархатными горами и причудливыми далеко врезающимися в море мысами, напоминающими диковинных животных.

Как положено спустя несколько часов мы дошли до родника Маллы-Оглы-Чокрак, где и накрыли обед из привычных походных бутербродов с сардинами и ранее не съеденных домашних запасов. По традиции, во время обеда мы познакомились друг с другом, каждый представился и кратко рассказал о себе. Оказалось, что и в этом году у нас есть далекие гости из России: из славного города Архангельска и Москвы, также жители разных городов Украины: Донецка, Луганска, Харькова, Киева, Полтавы и Запорожья. Что касается занятий, то больше всего нас повеселили дончане, которые пошли в поход целым отделением банка, а еще было много медиков различных специализаций, поэтому болезни нам были не страшны.

Сразу после обеда идти было тяжело, но нас ждала ночевка у моря, и служила отличной мотивацией. Эта часть пути лежала недалеко от руин древней крепости, которые особо любопытные не поленились изведать и даже представить, как можно их отреставрировать и оборудовать. После очередного подъема был спуск на побережье Мертвой бухты. Я с радостью разулась и окунула уставшие ноги в освежающую соленую воду Черного моря. По телу сразу же пробежала бодрость, и захотелось идти дальше. Казалось странным, что клочок пляжа в Крыму все еще остается ничейным, и действительно буквально через 100 метров, на окраине поселка Коктебель, развернулась стройка очередного пансионата или отеля. Так что, господа, спешите побывать на пока еще не тронутой земле. Подходя к стоянке, мы начали играть, шутить и петь песни. На этой веселой ноте у самого моря и закончился первый ходовой день.

Осталась совсем малость – ужин и «на боковую». Первыми дежурить вызвалась наша палатка. Поэтому, быстренько разбив наш ночлег, мы принялись куховарить. До этого ребята сходили на высокий холм на родник за водой и собрали дрова, за что им огромное СПАСИБО! Как водится, на природе всякая еда кажется необычайно вкусной, поэтому, все дружно уплетали за обе щеки. После последней порции добавки потихоньку разбежались по палаткам и мирно засопели под неспешный плеск волн.

Совсем забыла упомянуть о местном аборигене. Мы его встретили, спускаясь на стоянку. Этот товарищ чем-то похож на старовера или еще на кого-то в этом роде, ходил в одной рубашке, юбке и босой, притом, что мы кутались в 10 одежек. Он здорово делает резьбу по дереву и даже предлагал нас обучить этому ремеслу, но, к сожалению, не было достаточно времени. Вообще все деревья на стоянке были увешены ракушками, деревянными изделиями, а камни разрисованы, так что складывалось впечатление, что мы попали в культовое место, где проводят языческие обряды.

День второй. Традиция ходить в облаках и петь. Традиция суп из крапивы.

Второй день для нас начался рано, пока все еще спали, мы готовили завтрак и общались с новым другом. Приятно было, что все друг другу помогали, и завтрак готовился быстро и весело. Насытившись и сложив рюкзаки, мы попрощались с морем и под шорох волн и стук барабана начали новый подъем.

Этот день обещал быть интересным. Первой достопримечательностью стала могила Волошина на хребте Кучук-Енышар. По правде сказать, подъем был непростым, несмотря на небольшую высоту над уровнем моря, всего 192 м. Нас догоняли и накрывали тучи, ветер пытался сбить с ног, но цель была уже близка, и отступать никто не собирался. Мраморное надгробие было усеяно цветами, камушками и ракушками, исписанными пожеланиями. Невольно вспомнились его строки:

Теперь я мертв. Я стал строками книги

В твоих руках...

И сняты с плеч твоих любви вериги,

Но жгуч мой прах.

Меня отныне можно в час тревоги

Перелистать,

Но сохранят всегда твои дороги

Мою печать.

Вот так, отдав честь поэту, мы отправились к следующей точке на карте – горе Клементьева. Подходя к ней, неоднократно встречали планеристов и дельтапланеристов, ведь именно здесь расположен центр планерного спорта, а сама гора получила свое название в честь испытателя-планериста Клементьева, погибшего здесь во время очередного испытания. К сожалению, туман снова мешал видимости, поэтому мы, недолго думая, отправились в путь к следующей горе Коклюк. Здесь памятной была старинная беседка «Звездопад воспоминаний», и, наконец, погода сжалилась над нами, предоставляя возможность вдоволь насладиться видом на заповедник Карадаг и сделать волнующие фотографии на скалах. На протяжении всей дороги мы пели песни, поднимая тем самым себе настроение и окружающим, так как многие не попадали в ноты.

Обед и в этот день был у родника, но появившееся солнце позволило нам позагорать. И снова с песней в путь. В промежутках между песнями мы проводили разговорную практику иностранных языков английского и французского, поэтому идти уже по традиции было весело. Уже на подходе к стоянке дорогу нам перегородили очередные частные владения, где выращивали виноградники. Слезные упрашивания растопили суровых охранников и мы, успешно прорвав их оборону, устроили стоянку у ближайшего родника в Армутлукской долине. На ужин нас ждал суп с крапивой, что было сюрпризом для новоиспеченных туристов, а для бывалых – приятным традиционным лакомством и, конечно же, чай из горных трав с печеньем. Долгие интересные рассказы и задушевные песни не давали нам уснуть аж до часу ночи, поэтому проснуться снова рано утром было непросто.

А еще всю ночь без умолку пели соловьи, сны снились сказочные и выползти из палатки в прохладное туманное утро мог заставить только стук ложек по мискам и чей-то тихий разговор о таком вкусном чае из крымских трав.

День третий. Традиция «медитировать» на вершине гор.

Третий день по пейзажам был особенным. Степная растительность сменилась на лес, туман, наконец, выпустил из своего плена солнце, которое радостно пробивалось сквозь многовековые деревья. Всех особенно впечатлили лесные лужайки, полностью усеянные цветами, такой себе цветочный ковер стал отличным местом для фотографирования.

Главной достопримечательностью после уже привычного обеда из бутербродиков стала гора Френк Мезер, которая возвышается на 666 метров над уровнем моря. На этой горе ранее находились захоронения жителей полуострова, которых жители Таврики считали иностранцами, поэтому название горы переводится как «Могила иностранца». Не знаю, как себя вели древние на этой горе, может, пели обрядовые песни и танцевали, но мы решили не изменять традициям и с радостью принимали солнечные ванны, валяясь на душистой вершине, вглядываясь в голубую даль Восточного Крыма.

Ночевка в этот день была запланирована в «Медвежьем угле» - ущелье Френк-Мезер, но после разведки руководителя, было принято решение, что 37 человек никак не поместятся у него в гостях, да и не спустятся по столь крутой витиеватой тропе. Поэтому мы зашагали дальше в сторону Краснокаменки и к всеобщему удивлению нашли замечательную горную речку с живописным водопадом «Без названия».

В этом районе, в отличие от предыдущих и последующих стоянок, было много туристов остановившихся на ночевку, поэтому мы достаточно долго шагали вдоль реки в поисках подходящего места. Но вот речка сделала еще один крутой поворот и за углом показалась приличных размеров поляна, где мы и разбили лагерь. Вечер был очень душевным. Были перепеты все песни, слова которых хоть как-то можно было восстановить в памяти. Вика читала свои стихи, очень трогательные. У всех 37 человек, собравшихся возле костра, комок медленно подползал к горлу с каждой следующей строчкой, и предательски блестели глаза, выдавая недетские душевные переживания. Невольный взгляд на часы меня вновь привел к смятению. Стрелка на часах начала отсчет нового дня, а нам расходиться совсем не хотелось.

Все же к часу ночи мы заняли свои места в палатках и начали дремать, но тут с другого берега реки донесся пронзительный крик: «Хорошоооооооо!». Постепенно этот крик превратился в песню Сергея Никитина «Хорошо жить на Востоке», слова которой мы потом повторяли неоднократно и даже нарекли ее гимном этого похода. Но исполнитель на этом не остановился и его последнее пожелание «Всем доброго утра» раскатистым эхом разнеслось по всему ущелью. Что говорить, сон улетел далеко, поэтому пришлось рассказывать колыбельную, которой в нашей палатке служила моя история о путешествии в прошлом году во Францию. Не закончив пересказ и первого дня о посещении всемирно известного Лувра, с дальних концов палатки я услышала мирное посапывание. На этой лирической ноте и закончился третий день.

День четвертый. Традиция спасать от клещей всех окружающих. Традиция торт туриста.

Следующее утро всех радовало чистым, почти безоблачным небом и солнцем, пока еще легко пробивающемся сквозь безлиственные деревья. Наличие реки соблазнило женскую половину лагеря, наконец, принять банные процедуры, и вымыть голову. И настроение у всех в этот день было необычайно приподнятое, наверное, все зарядились ночным допингом «Хорошооооо!». J Выбираясь из долины, мы неоднократно встречали памятники партизанам, поэтому тематика песен тоже сменилась на военную.

Путь этого дня лежал к монастырю Кизил-Таш. Меня поразила его внешняя оснастка, так как он был недавно отреставрирован мастерами с Западной Украины и выстроен полностью из дерева. Очень впечатлила резьба и полностью деревянная икона. Чуть выше в скале мы не поленились изведать небольшую пещеру с целебным источником. А еще на пути нам встретился кот, которого просто одолели клещи. Вот тут и понадобилась помощь нашего медсанбата. Вооружившись перекисью, пинцетом, зеленкой и колбаской мы успешно оказали первую медицинскую. Не знаю, понял ли кот всю значимость нашей помощи, но от колбаски точно благодарно замурлыкал. Правда, я еще умудрилась насмешить весь честной народ, открывая зубами зеленку, испачкала себе губы, зубы и язык. В общем, довольные и с чувством выполненного долга мы зашагали вперед, где уже виднелся поселок Краснокаменка и столь желанный магазин.

Сам поселок тоже примечательный, так как рядом находится военная база. Ранее были прецеденты, когда арестовывали слишком любопытных туристов, подошедших на недопустимое расстояние к ней. Говорят, что там хранили в советские времена атомное оружие. Мы решили не испытывать судьбу и обошли ее стороной, а в самом поселке накинулись на мороженое. Кроме того, пополнили запасы хлеба и еще какой-то снеди. Тут же у нас были первые потери бойцов, правда, почти все запланированные. Антону и Свете нужно было возвращаться на работу, а Катя решила не испытывать дальше уже и так разболевшиеся колени. Прощание традиционно было теплым, ребят было жалко отпускать. И все же они пошли на автобус, а оставшиеся 34 человека снова в гору.

Подъем на хребет Армутлук уже не казался таким тяжелым, как в первые дни. Мышцы уже привыкли к рюкзаку, ноги к горам и уже тяжело было себя представить в каком-то другом состоянии. А вот к скользкой траве привыкнуть было непросто, поэтому своей «пятой точкой» я пересчитала все склоны. Как следствие, мне была оказана честь хранить и разумно пользоваться треккинговыми палками руководителя. Вообще, в горах мы неоднократно встречали следы кабанов, и даже череп какого-то животного, который стал бесценным экспонатом для нашего главного лагерного стоматолога.

Обед в этот день был необычным, во-первых, поздним, так как съеденное мороженное приятно и надолго расположилось в желудке, во-вторых, мы как цивилизованные люди ели за столом на организованной охотничьей стоянке, в-третьих, пили чай, приготовленный на старой стиральной машине. После обеда впереди снова были малохоженные хребты сказочной красоты, а под конец дня затяжной спуск в долину речки Судак.

Интересно, что когда-то давно, еще в школе, я была в этих местах. Туристическая фирма «Исток» организовывала палаточный лагерь в соседней ореховой роще, собственно именно с той поездки и началась моя болезнь Крымом.

Что-то я отвлеклась… В этот день нас покинули двое: Егор и Виталик, работа и учеба были причиной их возвращения в обыденную жизнь. На ночлег мы остановились недалеко от трассы, так как не успели пройти запланированный маршрут, но место все равно было живописным. Ручей, текущей неподалеку, был слишком мал, чтоб из него можно было набрать котелок воды, поэтому ребята принялись мастерить «гидросооружения» из пластиковых бутылок, что у них успешно вышло. А еще нас впечатлил милый цветочек, который своей пыльцой оставляет ожоги на коже, хорошо, что нас заранее предупредили к нему не приближаться и в туалет, извините, рядом не ходить.

На этот раз в меню появилось некоторое разнообразие, то есть суп или борщ на выбор, настоящие изыски в походе. А еще столь любимый бывалыми туристами походный тортик. Небывалое лакомство и главное такой простой рецепт: сначала берем печенье, тщательно его кидаем, бросаем по всему рюкзаку, разрешается на нем даже сидеть для лучшего результата; потом все эти крошки высыпаем в котелок и заливаем сгущенкой; как тесто вымешиваем и вуаля – торт готов и «кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста»!

Сам вечер, как и любой другой, был особенным – мы играли в Мафию, причем эта забава всем пришлась по вкусу. Большой респект и уважуха Насте, которая смогла-таки всех примирить и уговорить, что будет интересно, и отдельное спасибо семейству Воскобойниковых, которые снова меня провели и жестоко «убили». J После столь насыщенного вечера в палатках еще долго обсуждали игру и разрабатывали тактические приемы на будущее. В нашей палатке снова была своя колыбельная, на этот раз я таки умудрилась всех усыпить рассказом о Лувре.

День пятый. Традиция заниматься собирательством.

Начинаю путаться в датах и днях недели… сейчас речь пойдет о пятом. Завтрак в этот день был особенным, так как закончилась соль, поэтому, очередь за добавкой в первый раз за весь поход не выстраивалась. Зато сало разошлось на ура! J Постепенно с этого дня начала портиться погода. С самого утра был небольшой туман, и все горы прятались в дымке, но это не мешало наслаждаться запахом моего любимого чабреца. На первой вершине я просто упала на одну из полянок и носом уткнулась в это ароматное растение, хотелось до конца вдохнуть его в себя и законсервировать в легких на черный день. И, конечно же, из него получается замечательный чай, а если еще перемешать с листьями земляники, так вообще получается «праздник живота». Естественно мы не поленились устроить себе этот праздник и аккуратно собирали отдельные листики, чтоб не повредить корни растений.

Анонсированные дикие животные так и не попались нам, потому что группа из 34 человек по определению не может вести себя тихо, а вот следы мы снова встречали на тропе. Склоны гор, напротив как обещали, были полностью усеяны дикими пионами, ирисами и другими цветами. Где-то на очередной вершине мы совершили преступление, ограбив диких оленей, которым лесники для подкормки в пни кладут соль. Это действо впечатлило всех, просто купить соль в магазине – это неинтересно. На этой почве родилось много шуток. Мы, конечно, не всю забрали, а чуть надломили, о животных, ведь тоже надо заботиться. Обед устроили в лесу где-то по пути на вершину, чай готовили из запасов воды, так как сам источник пересох. Вообще обед был как раз вовремя, так как силы потихоньку стали иссякать.

На хребет Биюк-Чатал-Кая мы поднимались как-то чересчур долго, но все же сквозь туман просматривались причудливые ушки горы Чатал-Кая, которая напоминает кошачью голову. Подходя к ней ближе, мы и не заметили, как начался дождь, но желание забраться к ней на голову все еще не покидало нас. Побросав рюкзаки где-то на кошачьей шее, самые смелые отправились чесать ей за ушком, но, все же, дождь не дал нам добраться до цели, сделав камни слишком скользкими. Спуск с горы был особо приятным сквозь кустарники по бездорожью, я бы сказала даже по «безтропинью». Но вот из-за угла показалась хорошо укатанная дорога и самый неприятный участок пути на этот день закончился.

Тем временем закончился и дождь, и сквозь деревья просматривался обалденный пейзаж на тучи, осевшие в долинах и на вершины лесистых гор. Ночевка была снова необычной, на этот раз в березовой рощице возле реки Ай-Серез, которая нас тоже порадовала водопадами. Ужин в тот вечер показался особенно вкусным, так как соли было предостаточно, а разнообразное меню стало уже привычным приятным дополнением. Моросящий дождь нас рано разогнал по палаткам, и на удивление мы впервые встретили новый день в палатках.

День шестой. Традиция встречать и помнить.

Утро было хмурым, собирающийся дождь никак не мог нас подогнать быстрее собираться. Зато спокойно пройти мимо горы мусора, которую оставили нерадивые туристы после себя на стоянке, мы не могли. Пока наводили порядок и собирали рюкзаки, группа из Луганска решила отделиться от нас, пытаясь убежать от непогоды или трудностей походной жизни. Денис из Москвы тоже принял решение сойти с маршрута. Вот так, взгрустнув, уже в составе 27 человек мы продолжили свой намеченный путь.

Не пройдя и 2 километров, сделали небольшой привал, чтоб запастись водой. В этот раз вода нам показалась особенно вкусной, можно даже сказать сладкой, и сразу же подняла всем настроение. Мы не могли не обратить своего внимания на необычное сооружение в виде металлического конуса, которое используется для подсчета количества осадков. Оно стало своеобразным символом того, что дальше начинается местность, исхоженная туристами, да и не только ими.

Протоптанная, хорошо укатанная дорога сворачивала направо, и мы не поленились приготовить улыбки, потому как в туристических кругах сложилась традиция: здороваться со всеми, кого встречаешь, желать им хорошего пути, делиться впечатлениями и маршрутами. В этот день мы это делали неоднократно. Больше всего нас привлекли и развеселили путники в шлепках, которые не переставали кататься по возникшей после дождя грязючке. Вика встретила свою соседку по школьной парте, а сам наш руководитель многочисленных знакомых заядлых туристов.

Думаю, никого не оставил равнодушным зеленый сочный многовековой лес, через который пролегала эта часть маршрута. По пути я все пыталась выглядывать под густой порослью шляпы грибов, но это было безуспешно - сезон этих красавцев еще не настал.

В этот легкий перекус в виде орехов состоялся на туристической стоянке Ворон, где должен был быть предыдущий ночлег. А обед с чаем мы устроили на Нижнешелеском перевале. Моросящий дождь хорошо ускорил эту процедуру, и многочисленные бутерброды с невероятной скоростью исчезли с нашего импровизированного стола. Чай как всегда подбодрил и согрел, и мы с новыми силами набросили на себя рюкзаки и отправились дальше.

Я уже упоминала, что в этой части Крыма очень много памятников партизанам. Но этот памятник, на перевале Верхний Шелен, показался нам наиболее примечательным. Может быть из-за того, что он как-то таинственно и величественно выступал из окутавшего лес тумана, может быть из-за надписи, которая призывала почтить память погибших и положить на кучу камень, цветок или хотя бы горстку земли. Судя по величине памятника и отсутствию камней поблизости, каждый откликнулся на этот призыв. Необычным был и почтовый ящик, прикрепленный к старому дереву, набитый письмами туристов. Сделав привал, мы принялись их перечитывать и совместно мастерить ответ. Получилось что-то вроде «на злобу дня»: жаловались на клещей, дождь, туман и грязь, вспомнили отсутствие соли, суп из крапивы и обеденные бутерброды. Пока писали, плакали от смеха, хотя письмо, может быть, получилось скомканным.

Ближе к вечеру нам удалось выбраться из дождливых туч. Наша дорога вынырнула из леса, и перед глазами открылся шикарный вид на море, озеро и близлежащие скалы. Именно недалеко от озера и была запланирована ночевка. Во время спуска настроение у всех заметно улучшилось, песни звучали в унисон, шагали тоже синхронно. Поляна вообще нас впечатлила – такое душевое местечко, прелесть просто. Цвели вишни, зеленая, сочная трава щекотала ноги и вид  на дальние горы, оставшиеся на Востоке, пленил каждого.

Недолго думая, я с Алексеем отправилась тестировать озеро на пригодность к купанию и плаванию. К моему большому удивлению, вода оказалось достаточно теплой, поэтому, предела счастью не было, когда можно было полностью покупаться и вымыть голову, впервые за 6 дней! Когда мы вернулись, наши довольные лица выдали все без слов и объяснений. В тот вечер в лагере был банный день. И все было бы просто замечательно, если бы не начавшийся ветер, который постепенно из легкого ветерка превр