Следите за нами в соц.сетях
+38 (066) 4321-870
+38 (066) 432-18-70
Viber:+380664321870
+38 (068) 864-95-04
+38 (093) 505-92-11
Вступить в клуб Отправить запрос

Давно мне хотелось продолжить посещение вертикальных крымских пещер, ведь последний раз я был еще 10.2004 года в «200 лет Симферополя». Нынешнюю поездку, на 1-2 декабря 2007 года организовывал Женя Лугин, но сам заболел и не поехал. В результате поехали Алеша Берсенев, Галя Смирнова, Света, Женя со своей компанией. Сергей и Оля  тоже поехали, но хотели идти не с нами на Чатыр-Даг, а на Караби. Уже приехав в Перевальное, увидев снег и неважную погоду, они передумали и подсели к нам в троллейбус до Сосновки. В общем, туда мы прибыли группой в 13 человек.

Отдыхающие на турбазе посоветовали нам подниматься не по началу тропы, т.к. там снега по колено и не пройти, а обойти слева. Мы так и пошли, но вскоре сбились с тропы и выйдя из зоны леса шли просто по голому склону. Вдруг он стал превращаться в гребень, а гребень стал сначала крутоват, а потом узкий – 30 см шириной, и по обе стороны не отвесные, но крутые склоны, достаточные для продолжительного падения. Лезть, особенно в скользкой обуви, было страшно, но поискав другие пути, поняли, что нужно пробираться, чтоб не возвращаться далеко. Закрепили веревку. Только толку от нее было немного – ведь сорваться можно было только в бок, в таком случае все равно лететь метров 10, и если и не выпустишь веревки за это время, то только там внизу и зацепишься. В общем, я больше держался за скалы, чем веревку. Было страшно, но все благополучно перебрались – благо гребень был недолгий и вышли на яйлу, к только что установленным ретрансляционным вышкам. Резко стало холодно. Мелкий дождь перешел в пургу. Используя GPS, пошли по яйле в сторону пещер Вялова, Учанджу-Хосар, Азимутная. Без этого прибора пришлось бы туго – ориентиров нет, сплошной туман, тропы под снегом. Давно остро стоял вопрос обеда. Наконец в одной из воронок решили перекусить. Заняло это совсем немного времени – мороз быстро погнал дальше. Вскоре GPS привел на координаты пещеры Вялова и после 20-минутных поисков пещера была найдена. Сразу начали разбивать лагерь на стоянки в 20 метрах от пещеры.

Все время шел снег. Насобирали дров – их было немало, несмотря на то, что место это часто посещается туристами. Для валки сухих деревьев диаметром до 150 мм использовали веревку. После перекуса стали собираться в пещеру Вялова. План был такой: спуститься туда пройти траверсом по очень узкому 30-метровому шкурнику в пещеру Азимутная и оттуда подняться наверх. Я долго решался на такое прохождение, на первый раз хотелось чего-то попроще. Все-таки решился. Но я должен был спускаться одним из последних. Вдруг система (нижняя), взятая у Кирилла, на меня оказалась маловатой, и спуск в пещеру пришлось отменить до завтра, или же пока кто-то б не поднялся и не отдал бы мне свою систему. Сидели у костра, ждали (3 человека вообще не стало спускаться), постепенно подмокали от непрерывно падающего снега. Мне сидеть надоело, и я решил идти спать в палатку, было около 19 часов. Так я и проспал до 9 часов утра, точнее спал очень мало, а больше лежал, т.к. было холодно и не спалось. Я не предполагал, что на Чатыр-Даге будет настоящая зима, и не взял много теплой одежды. Около 23 часов народ постепенно вылазил из пещеры Азимутная, успешно пройдя траверс и имея массу впечатлений – лаз действительно был очень узкий, кое-где продирались на выдохе, и это вереницей из 7 человек. В общем, я нисколько не огорчился, что не пришлось мне пройти этот траверс.

Утром я уже, нисколько не сомневаясь, решил спуститься в пещеру Вялова. (90 м по глубине, 90 м «ширина», категория сложности 2А.) Я заполучил подходящую мне систему и самоблокирующееся устройство для спуска. Самым страшным для меня оказались первый метр спуска – когда надо нагрузить веревку, зависнув над пропастью. А потом – как-то перестать упираться ногами в стенку пещеры (когда она становится отрицательной)  - свободно свесить ноги и повиснуть на одной веревке. К тому же сам спуск потом происходил рывками – при нажатии рычага спускового устройства ускорение было нехилым. По вертикали нужно было ехать около 20 м. Спускался я один – в пещере никого не было. Но когда достиг первой станции и перецепился на следующую веревку, страх практически пропал. Дальнейший спуск уже был не строго вертикальный, а по наклонной плоскости.

Пещера была большой и красивой (некрасивых пещер не бывает). На гниющем бревне росли несколько грибов на длинных ножках.  Но, к сожалению, здесь бывало немало нехороших людей, которые оставили здесь свой черный след.

Вскоре спустился Сергей, и я начал подъем. Как и на спуске, наклонную плоскость я преодолел без проблем, используя только жюмар. Самыми напряженными оказались последние метры подъема. А первый метр твердой земли полз, не обращая внимания ни на снег, ни на грязь. Зато, какое ощущение радости нахождения на твердой Земле, когда отползешь на безопасное расстояние от пещеры!

После небольшого перекуса, а точнее пития чая, я решил спуститься в еще одну пещеру – Обвальная(59 м по глубине, 170 м «ширина», категория сложности 1.), где уже пару часов находился Женя. Здесь начало спуска было явно проще – небольшая «дырка» с резко обрывающимися краями и растущее над ней дерево, так что легко подцепиться к веревке. Но зато сам спуск был больше – около 40 м. Огромные залы, есть небольшие озерца с водой. Обвальной пещера названа из-за нагромождения огромных каменных бесформенных глыб. В целом, пещера далась мне проще, чем первая.

К вечеру мы собрали наш базовый лагерь, и пошли обратно по плато Чатырдаг в сторону спуска на Сосновку. Солнца мы за этот небольшой поход, практически не видели. Правда, иногда в просветах серого неба удалось полюбоваться панорамой заснеженного верхнего плато с вершиной Эклизи-Бурун.

Не такой сложный, как на подъеме, спуск в Сосновку, и троллейбус везет нас на вокзал Симферополя.