Следите за нами в соц.сетях
+38 (066) 4321-870
+38 (066) 432-18-70
Viber:+380664321870
+38 (068) 864-95-04
+38 (093) 505-92-11
Вступить в клуб Отправить запрос

1 день. 5 ноября

Суббота. Утро. Проснулся, отличное настроение в предвкушении похода. Что-то перекусил, быстро собрался и пошел на остановку. Держась за поручни в севастопольской маршрутке, мысленно еще раз перебираю все ли взял: "...так, спальник, палатка, запасная обувь, несколько пар носков, запасная футболка, теплая одежда, дождевик, фонарик, посуда... Стоп! Посуда!". Забыл, растяпа, хотя ведь засыпая, напоминал себе утром положить. Ну ок, не возвращаться же. Подумал, решил поискать замену на вокзале, благо там есть небольшой базар. Конечно были сомнения, но других вариантов не было (на возвращение в общежитие времени бы просто не хватило). Побродив по рынку, мне удалось отыскать простую металлическую ложку и среднюю пластмассовую кружку, а вот тарелок не было. Выход был найден посредством приобретения 4-ых одноразовых пластиковых тарелок с глубоким дном, и сложенные вместе они уже представляли относительную прочную конструкцию. Настроение восстановилось до максимального положительного. А впрочем, могло бы быть иначе? Могла ли такая мелкая неурядица омрачить это замечательное утро (яркое, приятно ласкающее солнце, чистое голубое небо, дивный морской воздух Севастополя)? Конечно же нет.

Сажусь в автобус до Бахчисарая, места встречи с основной группой, по пути созваниваюсь с организатором (здесь и далее, Алексеем). Уточняю подробности, но связь постоянно прерывается из-за того что съехали в низину, изначально не полностью заполненный автобус, в последних селах уже набит так, что и яблоку не где упасть, правда мне везет, я еще пока сижу, но постоянно нужно следить за рюкзаком. Название остановки я так четко и не расслышал (лайф, такой лайф...), так что выходил по шестому чувству. Правда когда вышел, нет не так, когда меня вытолкнули, я вылетел из автобуса, сразу же увидел Алексея, который только-только скомандовал посадку в подъехавший автобус до места начала похода – села Предущельного.

И так начало пути. Давно хотел побывать в пещерных городах Бахчисарая и покарабкаться по обрывам и склонам Байдарской долины (в ней мы не были, но местность нашего пути совсем не далеко и очень схожа).

Вышли мы у родника, сняли рюкзаки, кто набрал воды, кто просто попробовал и пошли смотреть отвесную скалу. Немного задержавшись, регулируя рюкзак (это для него первый поход), отправился догонять остальных. Когда же пришел к скале, многие заканчивали фотографироваться и возвращались обратно. Ну а я решил по исчезающей тропке пробраться вдоль скалы дальше. Пройти удалось метров 40, далее просветы в кустах закончились и растительность стала совсем не проходимая, к тому же до этого относительно ровный прискальный участок земли начинал все круче уходить вниз. Стало быть, нужно возвращаться, но тем же путем назад идти мне не хотелось, скучно, решил пробраться через дебри вниз к трассе и по ней уже к стоянке. Полагаю эти 10 метров и стали началом приключений, внеся первый вклад в копилку удовольствия.

Вернувшись к роднику, отметил, что все уже доупаковывают рюкзаки и готовятся выходить. Быстро занялся тем же, получив от Леши часть общественного провианта (первый раз за все походы, и наконец-то!, это была коробка со сладостями :). Как ни старался, вышел я последним. Вскоре, догнал двух людей, и уже с ними выйди к развилке, решили выбрать более накатанную тропу и свернули влево. Пройди метров 100-150, покричали, и не обнаружив никаких следов группы, позвонили Леше. На развилке путь был выбран не правильно. Поворачиваем и возвращаемся. Далее по тропе, открытый склон с редкими кустами и небольшими деревьями. Слева возвышается отвес скалы. Выходим опять к трассе, и уже от нее тропа начинает круто уходить вверх (первый набор высоты в походе). Немного обогнав своих спутников, начинаю подъем. Вначале не очень удобная тропа, с кочками и проскальзывающими россыпями грунта, вскоре сменяется довольно удобными ступенями из старых автомобильных шин. Опять развилка, слышу отзвуки разговоров и вновь решаю повернуть налево (как позже окажется - неверно, а голоса были людей не нашей группы). Стоит отметить, что на протяжении похода, я еще не единожды буду уходить далеко в сторону от группы. В основном это намеренные решения, с целью отойти от основного маршрута, и насладиться зарослями, уникальными местами, дать себе большую нагрузку или же сделать уникальные фотографии. Поэтому свернув налево, и когда я понял что наши все ушли в другом направлении, я решил продолжить путь вверх, в надежде спуститься дальше в каком-нибудь ущелье. Вскарабкавшись между густых деревьев и по крутому склону сырой земли, вышел на поляну и пройдя по ней, оказался у отвесного обрыва скалы. Даааа... Я ни разу не пожалел о неправильно выбранной тропе. Этот вид, этот воздух, стоили даже большего. Внизу шла наша группа, сделал несколько фотографий их шествия сверху, позвонил Леше, и узнав что дальше возможности спуститься не будет, еще несколько минут наслаждался легким осенним ветром, и затем отправился догонять группу вернувшись немного назад и срезав под скалой. Дальше был крупный обеденный привал и желаемый перекус, во время которого буквально в десятке метров от нас прыгали со скалы роуп-джамперы.

Время идет, а путь далек. Быстро упаковав рюкзаки, начинаем спускаться по крутому и сыпучему склону.

Узкая тропка извивается змеей, и хотя многие, да пожалуй даже все, стараются спускаться осторожно и не спеша, я считаю спускаться нужно быстро, так и адреналина в крови побольше, и ногам, как по мне, легче. Конечно есть риск подвернуть ногу или споткнуться и хорошенько загреметь, но как говорится: кто не рискует, тот не пьет шампанского. В общем, уже через несколько минут я внизу перевожу дух, делаю фотографии склона, скалы и группы и жду пока все спустятся вниз.

Проходим село, полузаброшенный сад, и начинаем подъем по Алимовой балке на противоположную сторону долины. Подъем не из легких, довольно много привалов. Ближе к концу удалось найти родник под скалой, напиться, набрать воды и продолжить подъем. Здесь я опять немного ушел в сторону от группы, осмотрел интересные древние конструкции толи подпор старой дороги, толи защитных укреплений, пролез через плотные заросли кустарника, нашел тропу, решил подождать группу, но что-то как-то никого не было, не слышно ни звуков ни голосов, и я вновь догоняю их. Впрочем,  их привал обнаружился не так далеко, еще один небольшой переход, и подъем из балки позади. Снимаем рюкзаки и идем любоваться чудесной панорамой Качи-Каньона. Делаем замечательные фотографии, отдыхаем, дышим прекрасным осенним лесным воздухом.

Кстати, время похода подобранно идеально, никогда больше вы не встретите такого богатства красок, кроме как в этом осеннем великолепии леса.

В конце я буду сожалеть только о том, что не удалось отыскать обещанных ягод терна и кизила, но пока путешествие только начинается, и я полон надежды их найти:D.

Тем временем, лесными тропами выходим к еще одному обрыву, внизу которого и на многие километры вперед простирается лес. Удивительный и красивый, он как персидский ковер устилает землю, укрывая и защищая ее от наступающей зимней стужи. Вдалеке, непослушной ниткой извивается дорога, а справа начинается какое-то село. Несколько привалов, несколько километров опавшей листвы, и мы стоим у спуска к речной долине Бельбек. Еще каких-то двадцать-тридцать минут и мы будем на месте. Но как бы ни была близка желаемая цель, и как бы не хотелось побыстрее снять рюкзак, отведать вкусного ужина и дать отдых натруженным ногам, последний отрезок совсем не прост, большие и средние булыжники, постоянно пытаются зацепить твои ноги, а мелкий меловой щебень делает возможность поскользнуться и сорваться вниз вполне реальной. К тому же, начало смеркаться и надо быть предельно осторожным. Впрочем обошлись без жертв :D. А дальше привал, установка палатки, сбор дров, ужин, пропаленная дырка в кроссовке ( с досадой обнаруженная только утром), и единственная теплая спокойная ночь.

2 день. 6 ноября.

Проснулся далеко не первым (да-да, люблю поспать подольше )), нехотя выбираюсь с палатки. В трех метрах от меня уже готовят завтрак, поднимаю голову и утро встречает меня нежными лучами яркого солнышка. Немного потянулся, немного пробежался, развеялся и иду помогать с завтраком.

После трапезы собираем палатки и отправляемся в новый путь. Спускаемся в село Малое Садовое, Леша докупает по моей просьбе лавровый лист и молотый черный перец, и теперь уже начинаем подниматься к монастырю в скале Челтер-Коба. Местами склон довольно крут, делаем привалы, ждем отставших и продолжаем идти. Видно, что лес и природа готовится к зиме, но все еще очень жива и радует нас дивными красками и ароматами. На противоположной стороне ущелья раздаются чьи-то крики (как потом и оказалось, монастырь был целью не только нашего пути). Добравшись до искомого, начинаем осмотр, а посмотреть есть на что! Потрясающий вид открывается на долину Бельбек со скального обрыва, восходящее солнце яркими красками рисует великолепные узоры на дальних утесах, чистый воздух, которым хочется и хочется дышать.

Невдалеке нашелся родник с холодной кристально чистой водой, а за ним купель. Часть группы остается испытать ее, остальные продолжают подниматься. Но вскоре делаем привал и ждем отставших. Я отправляюсь лазить по какому-то скальному выступу, одиноко расположенному на грунтовом склоне.

Далее покоряем склон до конца и выходим на дорогу. Оставляем рюкзаки и отправляемся к древней башне Сюйренской крепости. Пол часа быстрой ходьбы и мы на месте. Некоторые карабкаются на верх величественного сооружения,

другие любуются открывающимися пейзажами и гигантскими скальными обрывами.

Но долго не задерживаясь, отправляемся обратно, ведь к обеду нам нужно еще преодолеть километры путь.  Небольшой перекус сладостями и отправляемся. Шагая лесными и полевыми

тропами, добираемся к озеру у подножия Мангупа.

Здесь большой привал и обед. Кушаем, отдыхаем, любуемся озером и окружающими нас горами.

Собираемся и отправляемся дальше – нас ждет один из самых тяжелых участков этого похода. На выходе у озера, прямо в селе Хаджи-Сала, к нам пристает лесник, с непонятными требованиями заплатить толи за проход, толи за стоянки, показывает какие-то бумажки, в итоге разругавшись и ничего не получив, обещает нас найти в неположенном месте, выгнать, взять штраф и т.д. и т.п. Глупый лесник, в общем:)

Тяжелый длительный подъем к вершине Мангупа в конце смог приятно удивить, открыв нам сокрытый в лесу старый караимский некрополь. Хотя многие надгробия разрушены, есть и практически целые, покрытые мхом и отражающие отчетливые таинственные надписи на неизвестном мне языке. Добираемся до родника, привал. Отдыхаем и ждем отставших, затем еще немного пути вверх и мы на верхнем плато Мангупа, оставляем рюкзаки отправляемся смотреть пещерный город и древние развалины. Вдоволь налюбовавшись закатом,

облазив пещеры и порядочно замерзнув, возвращаемся к рюкзакам, дожидаемся всех, включаем фонарики (ночь уже взяла власть в свои руки) и идем к стоянке (решили рискнуть и заночевать на вершине Мангупа, которая считается заповедником). Быстро ставим палатки, достаем продукты и я начинаю готовить борщ. Кто-то пошел за водой, кто-то собирает дрова, кто-то помогает мне нарезать ингредиенты. Поужинав, посидев у костра, иду в палатку, одеваю все возможное, закутываюсь в спальник, читаю книгу и засыпаю. Но к полуночи температура опустилась ниже нуля и я начал просыпаться. Пытаясь заснуть вновь и вновь, после нескольких часов борьбы с холодом (не зимний спальник и одноместная хлюпенькая палатка без тента никак не смогли справиться с защитой моего тепла), я плюнул на все и решил идти греться у костра. Мне повезло, под пеплом еще остались угли от вечернего костра, и мне удалось развести костер. Просидев у огня до утра и более-менее согревшись, я предпринял попытку заснуть и еще хоть немного поспать.

3 день. 7 ноября.

Впрочем, проснулся я в хорошем настроении, да и утро было ярким и солнечным, а вскоре стало и теплым. Позавтракав и отправившись в путь, уже вскоре на спуске осматриваем еще один монастырь в скале.

Добираемся до стоянки "Истоки", на которой изначально планировалась ночевка. Немного отдохнув, набрав воды, идем дальше. В этот день мы много шли по столь обожаемому мною лесу,

поднимались на холмы и созерцали прекраснейшие просторы.

С горы Лысой было видно Севастополь и Чернореченское водохранилище. Было много подъемов и спусков, и безумно много осеннего великолепия красок. Пересекли перевал Бечку. Прошли мимо устрашающих табличек большого штрафа за проход (!) по территории Байдарского заказника.

Уже в сумерках мы добрались до стоянки"Ай-Димитрий", на которой и должны были стать на ночевку. Но еще один злобный лесник погнал нас прочь, заставляя идти к стоянке "Чайный домик". Попытка обмануть его и спуститься немного ниже и заночевать в ущелье Узунджа, также была им пресечена, и нам ничего не оставалось как отправиться на указанную стоянку. Как оказалось, это был самый тяжелый подъем и участок всего нашего похода, а пришлось нам его преодолевать голодными и уставшими после целого дня пути, по ночи, да еще и температура все опускалась и опускалась. Из-за усталости, отряд сильно растягивался, что ночью опасно потерей отстающих, поэтому приходилось постоянно делать привалы. Не знаю как остальные, но когда я иду быстрым темпом, а особенно если в гору, я много потею. И на каждом привале мокрая одежда уже через минуту становилась ледяной и мерзкой.  Когда через два часа мы добрались к стоянке, вода в наших бутылках уже замерзла, но кое-как мы все же насобирали необходимое количество и приготовили ужин. Ведь в осеннее время воды в пещере Партизанской, единственном источнике Чайного домика, не было.

В походе я познакомился с очаровательной девушкой Линой, у них с друзьями была большая палатка, одно место было еще свободное, и чтобы было теплее они искали на него постояльца, а имея невеселый опыт предыдущей ночи, я охотно согласился стать таковым:))

4 день. 8 ноября.

Утром набрали у лесника воды, пришлось заплатить за стоянку, приготовили поесть и отправились в путь. Так как тот путь, что мы отшагали ночью от "Ай-Димитрия" до "Чайного домика", был запланирован на сегодня, то конечной отметки пути – стоянки Беш-Текне на Ай-Петринской яйле мы достигли уже вскоре после обеда. Этот путь запомнился моментами, в которых мы встретили диких кабанов и лисицу. Да и вид на ЮБК, для меня лично, один из самых великолепных. Сколько раз я уже любовался им, но каждый раз неповторим, и я готов смотреть на него вновь и вновь.

На следующий день планировалось идти к Ай-Петри, но я там был, да и мне уже необходимо было возвращаться в университет. Поэтому, поскольку до яйлы мы добрались намного раньше вечера, я решил на эту ночь не оставаться, а отправиться в Севастополь домой. Рассчитавшись с Лешей и попрощавшись с со всеми, я начал спуск с яйлы к шоссе Ялта-Севастополь. Попутно делая фотографии и на прощание любуясь Южным берегом Крыма (все же в  следующий раз я смогу увидеть его только через 3 месяца), уже через час я был на дороге, еще несколько минут, ловлю маршрутку и я в дороге домой.

Этот замечательный осенний поход окончен.