Следите за нами в соц.сетях
+38 (066) 4321-870
+38 (066) 432-18-70
Viber:+380664321870
+38 (068) 864-95-04
+38 (093) 505-92-11
Вступить в клуб Отправить запрос

Сроки зимнего похода в Карпаты: 26.12.08 – 07.01.09, с дорогой и пребыванием в населенных пунктах 12,5дней, без учета дороги 10дней, поход 7,5дней.

Участники: Алексей Андрущенко (руков.), Миша Криволапов, Алексей Левченко, Стас Овчинников, Олег Васильев, Оля Белик.

Желание встретить Новый Год вдали от цивилизации, и потом пройти маршрут похода, и в тоже время в сам Новый Год почувствовать какой-то комфорт вызвало идею попасть в отдаленный район Карпат, где я знал какой-нибудь домик. Поэтому выбор пал на Мармарошский хребет и домик пограничников у г.Межипотоки. Также я решил зарегистрировать у С.Некрасова поход, как пеший 1 к.сл.

Маршрут похода: с.Богдан – склон на ЮВ от села Богдан (м/н 28.12.08) – ур.Длинное – хр.Долгий – хата пограничников в1,5км на З от г.Межипотоки (м/н 29.12.08, 30.12.08, 31.12.08) – [радиально: по хребту в сторону Поп-Ивана Мармарошского 30.12.08, г.Межипотоки (1713м), г.Ниенишка, 31.12.08] –по Мармарошскому хребту - г.Межипотоки (1713м) – ск.Смерти – обход слева траверсом г.Мика-Маре (1815м) – восточный склон г.Мика-Маре (м/н 01.01.09) – обход слева по дороге г.Стеавул (1762м), г.Бирсенеску - г.Юрческу-Мик – г.Юрческу-Маре – обход слева траверсом г.Стог (1650м) – хата на Ю склоне г.Радуль (м/н 02.01.09) –по границе Закарпатской и Ивано-Франковской обл. - г.Радуль (1598м) – г.Щавник (1378м) – полонина Щавник – г.Выход (1471м) – полонина Гроппа – [радиально: верховье р.Радул] – хребет в 0,5км на З от г.Васкуль (м/н 03.01.09) – [радиально: г.Васкуль (1730м), 04.01.09] – по хребту – ур.Випчин – ур.Балцатул – р.Великий Балцатул – р.Белая Тиса – устье р.Липовец (м/н 04.01.09) – с.Луги

Состав участников определился за 2-3 недели, поэтому, наконец удалось взять билеты заранее на самый удобный и дефицитный поезд.

Часовая пересадка во Львове была суматошной – пришлось выстоять в кассе очередь и взять билеты на Раховоз и сбегать на рынок и, продираясь в толпе, докупить недостающие продукты (хлеб, масло, сырое мясо)

Общий вагон поезда был заполнен до Ивано-Франковска, нашими попутчиками в купе были 2 студента. Нам повезло, что попался вагон №3, идентичный плацкартному – рядом был еще один неудобный общий вагон, точнее сидячий, с обрезанными верхними полками. За кипятком несколько раз с 2 термосами ходили через вагон, но свои потребности в чае смогли удовлетворить.

В полночь в Рахове долго пытались найти проход среди домов к предполагаемому по спутниковой карте месту ночевки, но все оказалось плотно застроенным, а то место, скорее всего – склон, поэтому бросили это занятие и вскоре нашли место между большим сараем и ж/д путями в 300м южнее станции (здесь уже ничего по ж/д не ходит), где и впервые поставили только что купленную мною палатку Terra Incognita Zeta 4. Вшестером на ложе шириной 240 см (для 4+1 особ) было тесно, зато тепло.

Утром мы спешили на первый автобус в с.Богдан в 8.30, но вдруг оказалось, что из десятка присутствующих в расписании автобусов на Богдан по выходным ничего не ходит. Есть только один автобус на Луги в 13.40. Кассирша связала нас по телефону со своим знакомым таксистом, но мы отказались от его услуг, и пошли гулять по Рахову, потом поднялись на склон к неработающей канатной дороге.

Автобус по причине очень разбитой дороги решил не заезжать на автостанцию, мы это поздно поняли и еле на него успели, перебегая с рюкзаками и пакетами по мосту через Тису и впихиваясь в полный автобус. В Богдане пограничники были настроены у нам доброжелательно, нашли в древнем компьютере данные нашей группы, которые я выслал факсом на Мукачево 8 дней назад, и неспешно выписали пропуск. Объяснили дорогу по хребту (я почему-то предполагал идти по потоку Квасный), сами предложили заночевать на их пикете (куда мы тайно и направлялись) и мы уже надели рюкзаки к выходу. Вдруг меня попросили еще раз зайти к ним. Оказалось, позвонил начальник с Делового и потребовал, чтобы мы ехали за пропуском к нему, т.к. Богданская застава не имеет на это полномочий (хотя все наши паспортные данные были и в Деловом). Пришлось повиноваться. Один из пограничников тут же ехал на машине в Деловое, он и забрал меня и Лешу. Вот только неизвестной была обратная дорога с пересадкой в Рахове – ведь автобусов на Богдан уже не было, наш был единственным. В крайнем случае планировали пройти 15 км пешком. Остальные наши пошли искать место и разбивать лагерь.

В Деловом начальник Комаровский немного поумничал – не хотел давать пропуск именно мне, т.к. я не оказался в общем списке – с факса перенесли данные только 5 участников, которые были в таблице, а мои данные были в «шапке», а ее, видимо, вообще никто не читал. Пропуск все-таки дал и попросил в случае обнаружения на границе странных людей с тюками звонить ему.

В сумерках мы стали на дороге и пытались ловить машину до Рахова (по этой трассе часто ходят автобусы). И через 20 мин вдруг затормозил наш знакомый пограничник и взял нас до Рахова. В Рахове запрыгнули в отходящий пустой автобус, ехавший в гараж в Ясиню. А на повороте нас подобрал полутаксист, ехавший в ближнее село Выдричку, но молча довез нас до Богдана и потребовал за это 15 грн. Так что вместо предполагаемых 9 часов вечера мы приехали около 7. Зашли к пограничникам за рюкзаками и стали свидетелями представления колядников. Дорогу на гору нам показал один из погранцов, проведя нас в гору 500м.

Лагерь уже был разбит среди летних домиков на склоне, каша доваривалась. Дров не было, пришлось использовать брошенные части от сеносушки. Этой ночью, как и в следующие, мороз был около –15…-20 град. Палатка изнутри покрывалась инеем, но это в какой-то мере поднимало внутри температуру – холодно не было. Неприятность вызывал только конденсат на стенках и потом на спальниках.

Утром на завтрак была гречневая каша с замерзшим молоком, которое пришлось доставать из разрезанной бутылки. Вышли около 12 часов – рано выходить не получалось, в среднем выходили в 10…11 часов. Светило солнце, небо было безоблачно ( и так было до вечера 01.01) Рюкзаки тяжелые, поэтому шли медленно, хоть и снега в низовьях было немного – 20-30 см, на подходах к Мармарошскому хребту уже 40-50см. Решили идти до упора до ночи, пока не дойдем до домика, хотя все уже были очень уставшими, приходилось часто останавливаться. Ориентирование проблем не вызывало – широкая просека по хребту. К домику подошли в 22.10 и с удивлением обнаружили вдруг кучу следов (мы шли по целинному снегу). Я уж подумал, что домик занят надолго (а мы тут планировали ночевать 3 ночи). Но разбуженная нами группа киевлян, совершавшая горный поход 2к.сл по стандартному маршруту Деловое – Говерла – Петрос заявила, что утром уходит. Нам пришлось ночевать в холодной комнате без печки, а еду готовить на улице на костре, чтобы не беспокоить спящих, к тому же, по их словам, готовить на печке было невозможно. Мы с трудом закипятили чаю (не было хороших дров) и поздно улеглись.

Утром 8 киевлян надели самодельные снегоступы (металлическая пластина 250х400 между кошкой и ботинком) и ушли на хребет. Мы поняли, что с печкой проблемы – отличная 2 года назад кирпичная печка была немного разломана – не было верхней чугунной плиты. Рядом стояла буржуйка, сделанная из водяного бака с короткой трубой, выходящей в коридор – о хорошей тяге не было и речи. Печка дымила, ставить котлы сверху было негде, а внутрь они не помещались. Поэтому готовить пришлось на костре.

Миша, как наиболее уставший, остался отдыхать, а мы сходили прогуляться по хребту, который является границей, в сторону Поп-Ивана Мармарошского. Благо, киевляне нам оставили отличные следы – идти было легко. Зашли на 15 метром в Румынию, в Евросоюз. Обнаружили на полонине в 1км от нашего дома небольшую хатку и вечером сходили ее осмотрели. Она оказалась пастушьей с большим кострищем вместо печки посередине.

31 декабря мы с утра сделали уборку, выгребая кучу мусора, наносили дров (в 500м их было валом) и принесли из лесу елку, которую и нарядили игрушками. Стас и Олег остались праздновать, а мы вчетвером решили сходить на гору Межипотоки. Видимость была замечательной, солнце при закате дало великолепные оранжевые оттенки. Вот только удобные внизу следы на хребте замело почти полностью – по целине идти даже без рюкзака было не просто. Решили ночью еще раз взойти на гору и встретить тут Новый Год.

В 18 часов начали готовить праздничные кушанья – оливье, винегрет и картошку с мясом. К чаю – торт из печенья. Все овощи, даже фасоль, варили на костре. В доме растопили сначала буржуйку, но задыхались в дыму. Дым держался на высоте выше 1м 50 см от пола, поэтому сидеть и ходить приходилось согнувшись. Тогда решили попробовать накрыть кирпичную печку стальным листом с большими дырками и растопить там. И тяга пошла! Когда стационарный дымоход прогрелся, печка аж гудела. Разогретые кирпичи позволили лучше нагреть комнату, в отличие от быстро остывающей буржуйки. Лист прогрелся, и на нем появилась возможность доваривать продукты.

В 22 часа мы поели, отпраздновали Старый Год, налили в термосы чай и втроем (я, Миша и Оля) ушли на гору Межипотоки. В полночь немного не дошли до вершины. Выпили по несколько глотков приготовленного Олей коктейля из водки и компота из сухих яблок. Вдали с украинской стороны гремели фейерверки. С румынской стороны было тихо – местность ненаселенная. В 0-15 взошли на вершину Межипотоки, 1713м, поводили хороводы вокруг небольшой заснеженной елочки, отзвонились и отослали поздравления и напились чаю с нашим тортиком из печенья и сгущенки. Вернулись к 1-30 в домик, и еще закипятили чаю на печке. Олег и Стас бурно отметили Новый Год бутылкой водки и уже спали.

Ложась спать, еще не знали, будем ли выходить на маршрут утром – всем хотелось еще тут отдохнуть. Но, проснувшись в 8-30, я решил, что нужно идти, пока погода стоит, тем более, в окрестностях домика мы уже все обошли. На утро приготовили салат из рисовой каши, майонеза, кукурузы и крабовых палочек, запаковали разбросанные по всему 4-комнатному домику вещи и только к 13.00 вышли.

Знакомый путь до г. Ниенишка. И тут вдруг резко стало нагонять тучи, видимость упала. Следы от снегоступов киевлян кое-где терялись. На обед, уже перед сумерками, остановились в нише под узким хребтом у скалы Смерти (эту скалу я так четко и не видел). Хотелось еще сегодня пройти, но уже были сумерки, следы потерялись, а мы поняли, что чуть сошли с хребта и нужно на него круто выгребать. А впереди – вершина Мика-Маре и несколько километров безлесной зоны. Как-то стало не очень комфортно в связи с неясностью пути и ночевки. Но тут вдруг обнаружили пограничную дорогу, идущую в 30-100 метрах ниже хребта, и пошли по ней. Идти было тяжело (следов не было), леса тоже видно не было, я уже представил вероятность ночевки без костра (горелок у нас не было). Но тут оказалось, что в небольшом еловом леске на очень крутом склоне дров достаточно. Это обеспечило нам комфортную ночевку с большим послушным костром. Под него мы вырыли яму до земли глубиной 70 см. Ночью было очень тесно, я в 2 часа проснулся из-за того, что мокрый от жары, пришлось снять лишние штаны (а на улице было до –20 град). Спали мы каждый в своем спальнике.

Утром сварили настоящий борщ из сырых овощей – Оля помогла почистить замерзшие картошку, свеклу, морковку и капусту, хотя сама его не ела.

Через пару часов утомительной ходьбы обнаружили знакомые следы – киевляне решили с хребта круто сойти на дорогу. Идти стало намного легче и быстрее. Видимость стала улучшаться, хоть и целый день висели тучи. В сумерках обошли гору Стог, сойдя с румынской границы на границу Ивано-Франковской и Закарпатской области, хотели заночевать в лесу прямо на хребте за горой Радуль. И тут вдруг обнаружили отходящие от хребта следы к какому-то строению. Дом оказался замечательным – несколько комнат, в т.ч. уютная спальня на 2-м этаже, исправная на вид печка, куча поколотых дров. Видимо, кто-то тут был на НГ – прочищены дороги к туалету. Мы были в восторге, особенно некоторые участники, для которых ночевки в палатке оказались экстремальными. Вот только печка тоже сильно дымила и очень медленно прогревалась, хоть и тяга была отличной. Спать пришлось всем по отдельности на разных лавках и столах. Я под утро замерз. Хотя некоторые участники, наоборот, замерзали в палатке, и хорошо себя чувствовали в домиках.

Вышли в этот день рекордно рано – в 9 часов, встав в 6. Следы почти везде четко просматривались. По пути осмотрели приличные домики на полонине Щавник, здесь, видимо, тоже кто-то был на НГ. Шли быстро и в этот день хотели взойти на Поп-Иван Черногорский. Но перед горой Васкуль следы сошли с хребта и привели нас к большим продуваемым домам без потолка (но с крышей) на полонине Гроппа. Тут мы и пообедали. Дальше опять по следам, надеясь, что они выведут на Поп-Иван, но они все шли траверсом. Упершись в лес, следы начали очень крутой подъем без тропы среди веток и завалов. Мы немножко прошли и решили возвращаться 2 км назад, туда, где сошли с хребта. Киевляне, скорее всего, тоже прошлись немного выше и вернулись. Попутно мы решили, что уже не пойдем на Поп-Иван – без снаряги подниматься опасно, да и Олег очень спешил к 6.01 домой.

Заночевали прямо на хребте на очень уютной маленькой полянке среди больших елок. Костер горел отлично, и мы засиделись до 12 ночи, гоняя чаи. Ночью мне опять было жарко, вылезал и раздевался. Утром Олег, как самый спешащий в село, встал в 5.30 и за 2 часа сварил кашу, пожертвовав для разведения костра свою шариковую ручку. Поев, мы с Лешей сбегали радиально на гору Васкуль (1730м). Как только вышли из большого леса в зону стланика, следы сразу закончились, и даже без рюкзаков идти было тяжело. Плюс ветер. Любуясь горой, мы поняли, что план максимум выполнили – без кошек и ледорубов подниматься на Поп-Иван рискованно, поэтому можно смело спускаться в долину.

Несмотря на ранний подъем Олега, потом спешка явно прекратилась, и мы вышли в 11 часов. Со спуском нам тоже повезло – по хребту, который отходил от основного к реке Балцатул, тоже были протоптаны следы. По пути с полонины последний раз полюбовались чудесной панорамой Черногорского хребта – видимость опять стала отличной. Последний километр спуска был крутоват. Долина сначала порадовала своей дикостью – нет разъезженной лесовозами дороги, только челевеческие следы. Но шли мы так пару километров – после перехода речки по ледовому мосту началась буквально только что расчищенная новым бульдозером ХТЗ дорога. Дальше все переходы реки были через мосты. Кроме этого бульдозера встретили еще 2 новейших японских экскаватора – практически еще на них не работали.

У Стаса заболела нога, но они с Олегом очень спешили в село, чтобы, по моему совету, прийти туда рано утром и уехать автобусом. Заночевать решили за 5 км от села. В ущелье реки Липовец, куда мы свернули в поисках места и дров, обнаружили вагончик лесорубов с печкой буржуйкой и дровами. Хоть я уже был и не в восторге от этих домиком, т.к. мне в них было холоднее, но решили заночевать в нем. Вагончик оказался самым настоящим вагоном-теплушкой (полупассажирский) с узкоколейной ж/д, которая существовала для вывоза леса в этом ущелье до 1975 г. Буржуйка, наконец, горела отлично и не дымила, но готовить на ней было невозможно, так что параллельно разожгли костер и в дополнение к имеющимся насобирали дров. На ужин у нас была чистая картошка с мясом, т.к. ее оставалось лишней больше килограмма.

В 3 часа ночи поднялись Олег и Стас, выпили чаю с термоса и в 4 часа ушли в село. Провожая их, я протопил печку, т.к. уже было холодно, но и это не помогло: к 8 часам я снова чуть подмерз.

Утром, вопреки моим предположениям, в 8-00 лесорубы к нам не пришли и не потревожили. К 12 часам мы пришли в с.Луги, но как нам сказали единственный автобус ушел в 8-9 утра (хотя Стас с Олегом уехали около 6 часов). Но тут мужик с с.Богдан на Жигулях привозил кого-то, и предложил отвезти нас по 10 грн в Рахов.

С Рахова на Ворохту можно было уехать дизель-поездом в 15-50 или в 19-05. Даже до первого из них было пару часов и мы решили на него не спешить и съездить в с.Деловое, точнее за него и посмотреть на румынский поселок Валя-Вишеулуй. Также в Деловом случайно обнаружили деревянную церковь 1750 года, и местный мальчик, достав ключ из-под коврика, предложил нам осмотреть ее внутри.

Пешком дошли 4 км до стелы Географического центра Европы. И хоть в 1990 гг. по каким-то новым подсчетам центр определили аж а Вильнюсе, наш центр был первым – с 1887 года. Автобуса на Рахов ожидали около получаса на пограничном КПП – здесь останавливают весь транспорт и что-то спрашивают, изредка проверяют документы.

Коломыйский дизель был чрезвычайно холодным. Леша, Миша и Оля сообразили хоть на полтора часа снять ботинки и одеть сухие носки, я этого не сделал и сильно замерз. Зато, выйдя в Ворохте, быстро согрелись, пока дошли до удачно выбранного по карте ущелья для ночевки в северной части поселка.

Утром к пункту проката лыж мы подошли только к 11 часам. Цена горных лыж на 1 день – 30грн. Очередь была небольшой, но очень долго идущей – каждому не спеша подбирают по размеру ботинки, подбирают лыжи, устанавливают на лыжах вес лыжника, подбирают палки, выписывают квитанцию под залог паспорта. В общем, ждали больше часа. Канатно-кресельная дорога, на долгосрочном ремонте, так что катались в чьем-то пологом огороде, огражденном заборчиком и нижней станции канатки. Еще и народу было море. Не умея поворачивать и тормозить, среди людей чувствуешь себя как-то не очень. Потом мы приглядели другой склон на противоположном берегу, он бы круче, но разъезжен, и людей не было. Только под конец катаний я облюбовал одну трассу и научился на ней съезжать, разгоняясь, и не падая, а поворачивая в конце.

Лыжи были не отменного качества – у меня от палки отвалился кусочек кольца, у Оли вообще дало трещину крепление. Мы переживали, что нам будет за это, но хозяин не заметил.

В Ивано-Франковском дизеле тоже не топили, но мы сразу хорошо оделись, и поездка прошла вполне комфортно. В Ивано-Франковске взяли билеты в полупустой поезд до Львова, помогли взять билеты парню и девушке из Германии, которые пытались с нами говорить по-английски, но его толком не знали. Они были с большими рюкзаками и снизу были привязаны снегоступы.

В эту рождественскую ночь мы погуляли по городу, благо, центр здесь красивый и расположен недалеко. Мороз давал о себе знать. И наконец, после 10 холодных ночевок, погрузились в теплый, медленный и вкруговую идущий поезд (до Львова 7,5 часов против 3 часов у Раховоза)

Во Львове еще успели сбегать до Оперного театра. Рынок и магазины не работали, но у нас еще оставалось достаточно продуктов. И, наконец, довольно редко заняв вчетвером целое купе, что так редко бывает, поезд понес нас по сплошным заснеженным просторам Украины.

Выводы:

Еду рассчитывали на 9 дней (последний 10-й день - цивилизация) Но вышло, что целый день ждали автобуса и у погранцов были, спустились на полдня-день раньше, т.к.Олег спешил.

К тому же мы брали много сырых овощей для НГ - поэтому это еще не много. Не похлебку и не мивину же кушать на НГ.

Были небольшие обморожения, к счастью, не очень серьезные, все должно зажило за месяц. Есть 2 причины обморожений в зимних походах:

1)самое главное - обувь должна быть свободной, на 2-3 размера больше, если летом тесная – это потертости, то зимой обморожения.

2) не слушались меня, когда я заставлял постоянно работать - дрова носить, пилить, ломать, место топтать, яму рыть, по воду бегать, тропить по снегу и т.д. Если уж лень что-то делать - сразу снимать обувь, одевать 3 сухих носка и сидеть в спальнике. Стояли и еле-еле с ноги на ногу переваливались - мол холодно и устали.

Домик хорошо прогревается при наличии ХОРОШЕЙ кирпичной печки, иначе вечером можно хоть как-то протопить, но под утро будет жестко, т.к.остывают быстро.

У каждого был свой спальник. Я бы не против состегнуться. Но вообще я уже понял, что 3,4,5,6 чел в спальнике - неудобно. Вот если вдвоем с девочкой - то тут безоговорочно надо состегиваться- будет очень тепло при любой темп. А 4 здоровых тела в кассете - очень неуютно. Мы это поняли в Сотке, когда все были потными от напряженной ходьбы.

Палатку есть смысл ставить в доме, если поместится.

А вообще, если печка добротная - то это просто прелесть в зимнем походе.

Повезло очень со следами, протоптанными киевлянами и с погодой. Не поднимаясь на самые верха даже с тем что у нас было относительно безоапасно. Но а на Черногору не стоит суваться без кошек и ледорубов (и желательно примусов) даже по хорошей погоде, а тем более восходить по хребту Поп-Ивана.

Общественное снаряжение:

Итого продуктов 11900г/чел

Подъезд и отъезд:

26.12.08

18.14 – 14.07 п.86 (Симферополь - Львов) Запорожье 1 –Львов (86.45/47.24 грн)

27.12.08

15.20 – 23.58 п. 606 (Львов - Рахов) Львов – Рахов (общий 14.94/7.47грн)

28.12.08

13.40 – 14.10 автобус (Рахов - Луги) Рахов – Богдан (5.00грн)

15..40 – 16.20 автомобиль ВАЗ-2109 Богдан – Деловое

17.15 – 17.30 автомобиль ВАЗ-2109 Деловое – Рахов

17.35 – 18.40 автобус (Подволочиск-Рахов-Ясиня) Рахов – поворот на с.Луги (1,5грн)

17.50 – 18.05 автомобиль пов. на Луги – Богдан (7,5грн)

05.01.09

11.50 – 12.35 автомобиль ВАЗ-2106 Луги – Рахов (10.00 грн)

12.40 – 13.00 автобус (Рахов – Кобылецкая Поляна) Рахов – Деловое (4.00+1.00 грн)

18.10 – 18.20 автобус (Мукачево – Ивано-Франковск) Круглий (Географический центр Европы) – Рахов (4.00+1.00 грн)

19.05 – 20.47 дизельпоезд (Рахов-Коломыя) Рахов – Ворохта (4.40/2.20грн)

06.01.09

17.34 – 20.45 дизельпоезд (Рахов-Ивано-Франковск) Ворохта – Ивано-Франковск (6.06/3.03грн)

07.01.09

0.40 – 8.05 п.603 (Черновцы-Львов) Ивано-Франковск-Львов (плацкарт 29.02/10.51грн)

9.46 – 4.48 п.86 (Львов - Симферополь) Львов – Запорожье 1 (86.45/47.24грн)